Как вела себя машина, удобно ли в кабине МС-21 и что воздушный лайнер позаимствовал у своего "младшего брата" — учебно-боевого самолета Як-130.
— Какие параметры нового самолета оценивались в ходе первого полета?
— Обычно первый полет выполняется без изменения взлетно-посадочной конфигурации, то есть самолет не убирает шасси и закрылки, все стабилизировано. Это типовое ограничение на все воздушные суда, первый раз поднимающиеся в небо.
— Именно поэтому диапазон высот и скоростей в первом полете значительно сокращается. Скорости у нас были ограничены из-за выпущенных шасси — разгонялись до 340 км/ч. Высоко тоже не надо было забираться, летали практически до 2 тысяч метров. Высота была нужна, чтобы посмотреть, как самолет ее набирает, как снижается.
— Смотрели также характеристики управляемости самолета — как он реагирует на ручку. Отклоняли немного, не на полную амплитуду, смотрели, как слушается. В данном случае могу только порадоваться за машину — у нее очень хорошие характеристики управляемости.
— Дальше мы проверяли работоспособность гидросистемы, энергоснабжения, насосы, генераторы, работу системы кондиционирования, электрических систем. Курсовертикаль — тот агрегат, который дает нам информацию о крене самолета, его тангаже, курсе.
— Проверили радиосвязь, параметры силовой установки — обороты, температуру, характеристику масляной системы. Оценили информационно-управляющее поле кабины, насколько легко летчику в нем ориентироваться во время полета.
— Если все будет нормально и не будет серьезных доработок, то в ближайшее врем мы продолжим испытания и сделаем второй полет, в котором сможем убрать шасси и закрылки и сможем выйти на другие высоты и скорости.
— Максимальную скорость и высоту тоже будете проверять?
— Конечно. Здесь можно смело говорить, что характеристики, диапазон скоростей и высот МС-21 такой же, как у его конкурентов — Airbus и Boeing. Они продиктованы самой коммерческой деятельностью самолета — это высоты до 12 км, скорость до 0,85 маха (910 км/ч), вес 75-77 тонн, дальность до 5 тысяч км. Такие параметры характерны для всех коммерческих самолетов подобного класса.
— Как себя вел МС-21 — хорошо ли вас слушался?
— Изумительно! Управление настолько комфортно, что к нему не нужно привыкать.
— Роман Петрович, волновались перед полетом?
— До того, как садишься в самолет, волнение, конечно, есть. Надо продумать всю последовательность своих действий. А когда я сажусь и начинаю работу, тут же забываю про то, что мне страшно, что я волнуюсь. Просто делаю, и все.
— Этот самолет содержит в себе фирменные черты яковлевских самолетов, традиции и стиль ОКБ Яковлева?
— На гражданских самолетах Яковлева я до этих пор испытаний не проводил. В то время, когда их поднимали в воздух, летал на микояновских истребителях.
Про преемственность могу сказать только одно: система управления, которая стоит на учебно-боевом самолете Як-130 и делает этот самолет супербезопасным, и в МС-21 применяется. Этот "интеллект", эти наработки, которые мы сделали в ходе испытаний Як-130, очень комфортные, очень здорово такой системой управлять. И, естественно, она обладает высочайшей степенью безопасности.
— Получается, что большой гражданский самолет взял от своего боевого "младшего брата" часть самого лучшего?
— Да, это так. Можно сказать, МС-21 "впитал" в себя все лучшие наработки ОКБ Яковлева именно по этой части.
— В первом полете МС-21 был не один, а как раз в сопровождении Як-130. Это было сделано для съемки или еще по какой-то причине?
— В первом полете существует вероятность того, что определение параметров высоты и скорости нового воздушного судна будет не совсем корректным. Мы же не знаем, как идет обтекание датчиков в условиях реального полета, правильно ли они функционируют. Это для всех самолетов характерно. И сами испытания мы начинаем с того, что корректируем правильность показаний, потому что нам необходимо привести характеристики в соответствие с правильными показаниями высоты и скорости, температуры и всего остального.
— Поэтому самолет сопровождения мы поднимаем, чтобы посмотреть соответствие с его скоростью и высотой. Кроме того, МС-21 впервые разогнался до такой скорости, первый раз ушел в воздух. Конечно, желательно, чтобы сопровождение посмотрело, как, например, ведут себя колеса самолета, его шасси, не отлетели какие-нибудь лючки. Одно дело — наземные испытания, и совсем другое — полет.
— МС-21 сопровождался в первом полете одним самолетом или все-таки двумя?
— Як-130 было два. Один был "прилеплен" к нам, для того чтобы выполнять работу, о которой я уже сказал, а второй подстраховывал на всякий случай. Параллельно на него возложили задачу воздушной съемки. Первый "Як" пилотировал летчик-испытатель ОКБ Яковлева Василий Севастьянов, второй — Максим Конюшин.
— Сколько еще примерно продлятся испытания МС-21?
— Программа очень обширная. Мы сейчас говорим о программе заводских испытаний, затем будут проводиться сертификационные. Это достаточно большой объем, но его можно будет проводить параллельно с серийным производством самолетов.
/ Сергей Мамонтов
Новый отечественный лайнер МС-21 (магистральный самолёт 21-го века) успешно проходит лётные испытания. Самолёт совершает полёты продолжительностью по несколько часов, поднимается на высоту свыше 10 тысяч метров, достигает скорости более 950 километров в час. Между тем, корпорация «Иркут» строит ещё несколько опытных машин, которые подключатся к лётным испытаниям.
При создании МС-21 использованы самые передовые технические решения, которые обеспечивают повышенный комфорт пассажирам и привлекательные экономические характеристики авиакомпаниям. Самолет покрывает маршрутную сеть России в своем классе на 100%.
Головной исполнитель программы — ПАО «Корпорация «Иркут». Основные российские участники: ведущие предприятия ОАК, Госкорпорация Ростех. В рамках программы в России созданы новые высокотехнологичные компании, в частности, «Аэрокомпозит», «ОАК-Центр комплексирования».
В настоящее время первый опытный самолет проходит летные испытания, вторая машина находится в ЦАГИ для проведения статических испытаний. На Иркутском авиазаводе строятся еще четыре самолета. Начиная со следующего года, они будут поэтапно подключаться к испытаниям.
Таймлайн создания
- Июль 2007 г. — правление Объединённой авиастроительной корпорации принимает решение о начале работ по программе создания самолёта МС-21, разработчиком определена корпорация «Иркут».
- Август 2007 г. — корпорацией «Иркут» представлена концепция и бизнес-план проекта МС-21 как семейства ближне-среднемагистральных самолётов.
- В 2008 году началось полномасштабное госфинансирование программы. Объявлены тендеры на разработку и поставку систем для МС-21.
- В 2009-2010 гг. утверждены эскизный проект, приняты ключевые технические и технологические решения, начаты испытания отдельных конструктивно-подобных образцов.
- 2013 год — завершена разработка рабоче-конструкторской документации на базовую версию, начато освоение производства самолёта.
- В 2014-2016 годах проведено техническое перевооружение российских предприятий — участников программы МС-21. Наиболее глубокая модернизация производства прошла на Иркутском авиазаводе. Созданные новые автоматизированные линии агрегатной и окончательной сборки обеспечивают высокое качество изготовления самолетов.
- 8 июня 2016 г. состоялась выкатка первого опытного самолета МС-21-300, предназначенного для летных испытаний.
Испытания самолета
В рамках программы МС-21 реализуется комплекс наземных испытаний. На более чем 100 стендах, включая 7 интеграционных, проводятся испытания и отработка самолетных систем, бортового оборудования и элементов конструкции самолетов. Осуществлен беспрецедентно большой объем прочностных испытаний (в основном в ЦАГИ), так как значительная часть конструкции планера изготовлена из полимерных композиционных материалов.
Свой первый полет новейший пассажирский МС-21-300 совершил 28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода. Лайнер пилотировали летчики-испытатели, герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев .
В ходе активных летных испытаний расширены эксплуатационные диапазоны по высоте, скорости и массе. На сегодняшний день самолет достигает высоты 10 000 м и скорости свыше 900 км/час. Результаты испытаний подтверждают правильность конструкторских решений.
Для подготовки летчиков в учебном центре компании «Аэрофлот» введены в строй первые тренажеры. На тренажерах тестируется система управления самолета.
Новые системы, технологии и материалы
МС-21 включил в себя новейшие мировые разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем. При производстве самолета используются современные технологии сборки и изготовления элементов конструкции.
Значительный вклад в улучшение летно-технических характеристик самолета вносит крыло из полимерных композиционных материалов(ПКМ), впервые в мире созданное для узкофюзеляжных самолетов вместимостью свыше 130 пассажиров. Доля композитов в конструкции самолета МС-21 — свыше 30% — уникальна для этого класса лайнеров.
В мировой гражданской авиации, кроме МС-21, есть всего три самолета, у которых крылья изготовлены из ПКМ. Это Boeing B787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries. Главное преимущество деталей из ПМК — устойчивость к коррозии и распространению повреждений.
Для повышения конкурентоспособности самолет МС-21 впервые в российской практике предлагается заказчикам с двумя типами двигателей нового поколения — американским PW1400G или российским ПД-14. Оба двигателя обладают уменьшенным расходом топлива и низким уровнем шума и эмиссии вредных веществ.
Фюзеляж и комфорт
МС-21-300 имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов — 4,06 м. Проход между креслами составит от 50,55 см. до 57,15см (в зависимости от вида кресел) Это позволяет спокойно ходить по самолету во время сервисного обслуживания в полете, а также расходиться двум пассажирам во время посадки и высадки. Самолет МС-21 предоставляет авиакомпаниям уникальную возможность сократить время оборота в аэропорту на 20%.
Багажные полки вмещают больше ручной клади стандартного размера. Также может быть размещена объемная ручная кладь, в том числе колесные сумки габаритных размеров 24"x18"x10″ (609×457×254 мм) и удлиненные предметы.
Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. Новые системы позволяют поддерживать комфортное для пассажиров давление воздуха и обеспечивают улучшенный микроклимат. Для пилотов самолетов МС-21 разработана инновационная эргономичная кабина.
Характеристики
- Длина самолета МС-21-300 — 42,3 м.
- Размах крыла — 35,9 м.
- Дальность полета — до 6000 км.
- Максимальная заправка топливом — 20 400 кг.
- Максимальная взлетная масса — 79250 кг.
Рынок
Потребность только российских авиаперевозчиков на 20 лет — около 800 среднемагистральных самолетов.
Заказы
Портфель твёрдых заказов на самолёты семейства МС-21 составляет 175 лайнеров. Кроме того, подписаны соглашения о намерениях ещё на более чем 140 самолётов.
Правительство России совместно с ОАК разработали меры по поддержке продаж.
Конкуренты
Ремоторизированные версии Boeing-737 MAX и Airbus A320neo.
Возможности
Программа МС-21 позволила вывести предприятия на новый технологический уровень и обеспечить профессиональный рост специалистов.
В России сформирована и получила развитие научная, производственная база для перспективных авиационных проектов.
Кстати
Генеральному конструктору и Первому вице-президенту ПАО «Корпорация «Иркут» Олегу Демченко 13 октября исполняется 73 года. С чем его редакция «АиФ» искренне поздравляет.
Новый пассажирский лайнер МС-21-300 совершил первый полет
28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода - филиала ПАО Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) состоялся первый полет нового пассажирского самолета МС-21-300.
Продолжительность полета составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час.
План полета включал проверку самолета на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей. В соответствии с программой, в ходе полета выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом. Данная методика является типовой для первого полета новых типов самолетов.
Самолет пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко и летчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева.
Олег Кононенко заявил: «Полетное задание выполнено полностью. Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено».
Роман Таскаев отметил: «Подтверждены характеристики и режимы работы двигателей, все самолетные системы работали без сбоев».
Президент ПАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко заявил: «Сегодня исторический день для нашего коллектива и всей большой команды, работающей над созданием МС-21. Мы вложили в наш самолёт самые передовые технические решения, которые обеспечат повышенный комфорт пассажирам и привлекательные экономические характеристики авиакомпаниям. И сегодня я счастлив сообщить, что первый полет МС-21 прошёл успешно! Поздравляю всех участников программы с нашим общим праздником»!
Президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Юрий Слюсарь подчеркнул: «МС-21 создан в широкой кооперации, где наряду с «Иркутом» активно участвуют и другие предприятия ОАК: АэроКомпозит, Ульяновский и Воронежский авиазаводы, ОАК-Центр комплексирования. Это - важный этап формирования новой индустриальной модели ОАК. По нашим оценкам, в ближайшие 20 лет в сегменте МС-21 мировой спрос составит около 15 000 новых лайнеров. Уверен, авиакомпании высоко оценят наш новый самолет».
МС-21-300 - пассажирский самолет нового поколения
МС-21-300 - пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров, ориентированный на самый массовый сегмент рынка авиаперевозок.
Самолет МС-21 обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных самолетов диаметру фюзеляжа. Такое решение существенно расширит личное пространство каждого пассажира, позволит разминуться с тележкой обслуживания и обеспечит авиакомпаниям сокращение времени оборота в аэропортах. Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. В самолете будет поддерживаться комфортное для пассажиров давление воздуха и улучшенный микроклимат.
Для пилотов самолетов МС-21 разработана инновационная эргономичная кабина.
Высокие требования к комфорту и экономической эффективности самолета потребовали внедрения передовых технических решений в области аэродинамики, двигателестроения и самолетных систем.
По своим летно-техническим данным и экономичности самолет МС-21 превосходит существующие аналоги.
Основной вклад в улучшение летно-технических характеристик самолета внесет крыло из полимерных композиционных материалов, впервые в мире созданное для узкофюзеляжных самолетов вместимостью свыше 130 пассажиров. Доля композитов в конструкции самолета МС-21 - свыше 30% - уникальна для этого класса лайнеров.
Впервые в истории отечественного самолетостроения лайнер предлагается заказчикам с двумя типами двигателей - PW1400G компании Pratt & Whitney (США) и ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации (Россия). Двигатели нового поколения обладают уменьшенным расходом топлива и низким уровнем шума и эмиссии вредных веществ. Самолет МС-21 отвечает перспективным требованиям по защите окружающей среды.
Расчетное сокращение прямых операционных расходов при эксплуатации самолета МС-21 составит 12-15 % по сравнению с аналогами.
Стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21 обеспечивает загрузку производственных мощностей на ближайшие годы. По твердым заказам получены авансовые платежи.
Интеграторы основных систем самолета МС-21 - российские предприятия. В ходе реализации программы МС-21 в России созданы центры компетенций в области разработки и производства изделий из композиционных материалов. В целях внедрения новых технологий проведена кардинальная модернизация производственных мощностей Иркутского авиационного завода - филиала ПАО «Корпорация «Иркут» и ряда предприятий авиастроения и смежных отраслей промышленности.
Основные российские участники программы: головной исполнитель - Корпорация «Иркут» (входит с состав ОАК), ведущие предприятия ОАК, Госкорпорация Ростех.
Летно-технические характеристики самолета МС-21-300
Вместимость в двухкласной компоновке 163 кресла (16 бизнес + 147 эконом)
Вместимость в плотной компоновке 211 кресел
Максимальная взлетная масса 79 250 кг
Максимальная дальность полета 6 000 км
Основные размеры
Длина самолета 42,2 м
Размах крыла 35,9 м
До недавнего времени Россия несколько отставала от стран, лидирующих в области авиастроения. Но с разработкой новейшего лайнера МС 21 наличествуют все основания полагать, что в ближайшем будущем ситуация изменится кардинальным образом. Новый российский пассажирский самолет МС21 – один из наиболее перспективных проектов, находящихся в работе сегодня.
Характеристики этого агрегата по многим параметрам превосходят известные аналоги. Магистральный лайнер МС 21 рассчитан на перевозку от 150 до 210 человек. По плану разработчика, на рынке новинка будет представлена в трех основных модификациях.
Реализация проекта осуществляется при поддержке Правительства Российской Федерации и является ключевым как для ОАК, так и для РФ в целом.
Об организации-производителе
Разработчиком и изготовителем новинки российской авиации является Компания «Иркут», которая входит в состав ОАК.
При этом за разработку всего пакета конструкторской документации на новый российский самолет МС 21 отвечал инженерный центр им. Яковлева, а изготовление производил Иркутский авиационный завод. Наряду с «Иркутом», в процессе принимали то или иное участие и некоторые другие организации. Например, Ульяновский авиазавод, Воронежский авиазавод, «АэроКомпозит» ОАК-Центр комплексирования» и пр.
Производитель твердо убежден в том, что новинка обязательно будет по достоинству оценена всеми мировыми авиакомпаниями.
Достаточно высоко потенциал нового российского самолета МС 21 оценивает государственная корпорация «Ростех», являющаяся интегратором ряда самолетных систем.
Уже сегодня существует информация о том, что заключено соглашение о покупке партии пассажирского самолета МС 21 для эксплуатации авиационной компанией «Аэрофлот».
История создания
Не многим известно, но история самого проекта по разработке, а также созданию МС-21 началась в уже далеком 2002 г. Именно тогда «Росавиакосмос» в рамках программы по развитию гражданской авиации в РФ объявил тендер на разработку проекта принципиально нового авиалайнера, предназначенного для осуществления среднемагистральных перелетов.
На торги «вышли» со своими предложениями 3 разных проекта:
- ИЛ-214;
- ТУ-234;
- МС-21.
Победителем, а вместе с этим и обладателем суммы в 150 000 000 американских долларов, выделенных из государственного бюджета, стал проект МС 21. Создать самолет предполагалось на основе лайнера Як-242, разработанного почти десятилетием ранее. Проектировочные работы велись не один год.
В конце октября 2010 г. завершились предварительные испытания воздухозаборников для эксплуатируемых двигателей авиалайнера. В процессе проведения всех необходимых исследований были рассчитаны и окончательно определены все основные режимы максимально безопасного использования самолета с поставленными на него авиационными двигателями. После того, как все процессы были закончены, разработчику были официально озвучены рекомендательные решения, касающиеся использования МС 21.
Один год спустя, президент компании «Иркут» озвучил, что новейшие самолеты станут поставляться в минимальной комплектации со 180 креслами (модиф. МС-21-300) взамен планировавшихся раньше 150 кресел (модиф. МС-21-200).
В 2012 г. компанией «Иркут» совместно с производителем двигателей Pratt& Whitney было подписано соглашение об установке на новые лайнеры движков модели RW1400G.
В тот же период изготовитель предоставил партию МС 21, оборудованную движками ПД-14 производства России для нужд госзаказчиков. Речь шла о Министерстве обороны России, ФСБ, МЧС и Управлении делами Президента.
Первый контракт, связанный с реализацией данных воздушных судов, подписали в 2011 г. Согласно нему, самолеты должны были поставляться, начиная с 2017 г. Но не так давно в график были внесены некоторые изменения. Согласно обновленной редакции, первая поставка произойдет только в 2018 г.
По причине пересмотра данного графика, планируемые доходы от продажи продукции тоже претерпели определенные изменения. Если говорить более конкретно, они снизились с 847,5 до 700 миллиардов российских рублей.
На первые версии данного самолета станут устанавливаться движки «Pratt & Whitney». С 2018 г. в планы входит осуществление сборки на базе ПД 14. В данный момент работы над его разработкой успешно ведутся специалистами предприятий «Объединенной двигателестроительной корпорации».
На сегодняшний день портфель заказов на самолет МС 21 насчитывает чуть менее трехсот единиц авиационной техники, из которых 175 – это твердые (гарантированные) контракты, по которым контрагентами уже внесен определенный аванс. Еще 110 – соглашения о предстоящих намерениях.
По заверению Министра промышленности и торговли Дмитрия Рогозина, начиная с 2018 г. запланировано производить не менее 50 единиц авиационной техники в ежегодном режиме.
Основным конкурентом новинки авиации России является самолет китайского производства COMAC C 919. Но МС21 параллельно с этим планирует занять аналогичную нишу на рынке, что занимают Airbus320 и Боинг 737.
Модификации
МС 21 представляет собой целое семейство лайнеров. В него входит три основные модификации агрегата.
МС 21-200
Данная модификация, как уже было сказано выше, представляет собой самую раннюю версию самолета. Ее пассажировместимость составляет 165 пассажиров, а компоновка салона предусматривает только один класс комфортабельности – экономический. Согласно планов производителя, эта версия будет комплектоваться либо двигателями RW1428G, либо ПД-14. Поскольку потенциальные заказчики к 200-й версии проявили не слишком высокий интерес, с ее производством было принято решение несколько повременить.
МС 21-300
Эта версия является базовой модификацией самолета. Ее фюзеляж на 8,5 метров длиннее, чем у двухсотой, а пассажировместимость при условии одноклассовой компоновки будет достигать 211 человек. Модель вызвала у покупателей особенно высокий интерес, потому было принято решение приступить к серийному производству именно с нее.
МС 21-400
МС 21-400 – увеличенная версия самолета. Ее основные отличия от основной (базовой) модификации заключаются в увеличенных параметрах крыла и фюзеляжа. Помимо этого, она, вероятно, будет оснащена четырехколесной тележкой шасси. Лайнер будет рассчитан на 230 пассажиров. На него будет устанавливаться форсированный двигатель отечественного производства ПД-14. На данный период времени разработка четырехсотой модели отложена в связи с необходимостью внесения в ее конструкцию ряда изменений.
МС 21: основные характеристики
Разработка самолета изначально производилась с позиции ориентированности на клиента. Потенциальные заказчики вовлекались в процесс разработки продукта уже на самой ранней стадии работы над проектом.
Агрегат включает все наиболее значимые разработки в сферах, как самолетостроения, так и двигателестроения. Его основная конструкция изготовлена с использованием современных композитных материалов, долевое соотношение которых достигает 40%. Это позволило существенно снизить вес лайнера.
Нельзя не упомянуть об одном из наиболее важных конструкторских решений в реализации МС 21. Речь идет об увеличенном диаметре фюзеляжа и возможности производить перекомпоновку салона с учетом требований и пожеланий различных авиаперевозчиков. Это единственный самолет в своем классе не только на территории России, но и во всем мире, который имеет самый широкий фюзеляж. Такое конструкторское решение обеспечило не только более высокий уровень комфорта пребывания на борту пассажиров, но и снизило время, затрачиваемое на посадку, а также высадку пассажиров. Помимо прочего, для самолета были разработаны особые кресла, которые в процессе эксплуатации окажутся удобными для пассажиров с любой комплекцией, а также для людей с ограниченными физическими возможностями.
Благодаря установке больших иллюминаторов, повысился показатель естественного освещения. Были произведены определенные работы над улучшением микроклимата внутри салона и в кабине пилотов. В частности, на всех модификациях установлены система увлажнения воздуха, биологические фильтры последнего поколения, и увеличено давление. Оборудование предусматривает три основные зоны регулирования температуры.
Этот лайнер, производимый в России, в полной мере соответствует всем действующим отраслевым требованиям в плане безопасности. Он может без проблем эксплуатироваться в любых климатических зонах без необходимости в сезонных перерывах.
Для проведения серии наземных испытаний всех конструктивных элементов и основных систем новинки авиапрома России была создана стендовая база, на которой были успешно проведены все необходимые ресурсные, прочностные и аэродинамические испытания.
Работа над созданием стала своего рода толчком технологического плана для большей части Объединенной Авиастроительной Корпорации. На предприятиях в Казани, Воронеже, Иркутске, а также Ульяновске были произведены масштабные обновления оборудования. Помимо этого был создан ряд новых высокотехнологичных организаций.
Говоря про летно-технические характеристики агрегата, следует отметить типовую двухклассную компоновку на 132 кресла (минимум).
Максимальная взлетная масса МС-21-200 составляет 72560 кг, а посадочная – 63100 кг. Дальность полета самолета с двухклассовой компоновкой салона составляет чуть менее 6500 километров.
Кабина экипажа воздушного судна, как и все прочее, выполнена в соответствии с современными требованиями к эргономическим характеристиками и показателям безопасности.
Наличие электродистанционной системы управления, выполненной по современным технологиям, позволяет пилотам при помощи специальных боковых джойстиков менять положение лайнера в пространстве, а при достижении максимальных пилотных ограничений выдает предупреждение вибрацией на высокой частоте.
Автоматическое управление (автопилот) может сохраняться до момента касания лайнером полосы. Это в полной мере соответствует категории ICAO IIIB. В МС 21 реализована уникальная концепция стеклянной кабины, которая гарантирует лучшую визуальную информацию с помощью цветных жидкокристаллических широкоформатных дисплеев и проецирования полетной информации на лобовое стекло. Подобное техническое решение позволяет экипажу наилучшим образом действовать в условиях ухудшенной видимости и при неблагоприятных метеорологических условиях.
Схема мест в салоне: лучшие и худшие
По состоянию на 2017 год еще нет ни одного лайнера МС-21, который был бы оборудован пассажирским салоном. Его концепция, тем не менее, разработана и существует в макете.
Полноразмерный макет самолета МС 21 уже был публично представлен производителем. В нем присутствовал фрагмент пассажирского салона с установленными креслами эконом,- и бизнес-классов. Под бизнес-класс в базовой комплектовке пассажирского салона будет отведено шесть первых рядов. От экономического класса эта часть салона будет отделена перегородкой. Бюджетные места в лайнере насчитывают двадцать рядов. В каждом ряду по три разделенных проходом кресла.
Так как расстояния для ног перед креслами достаточно широкие, как и проход между рядами, однозначно определить лучшие и худшие места проблематично.
При разработке салона самолета конструкторы делят борт на три основные части:
- носовую;
- среднюю;
- хвостовую.
Традиционно считается, что лучшие места в пассажирском салоне находятся непосредственно за кабиной пилотов. В этой части самолета менее всего ощущается тряска. Передние места привлекают пассажиров еще и тем, что именно с них начинается раздача питания и напитков. Соответственно, нет никакого риска, что у пассажира не окажется выбора блюд. Помимо этого, клиенты авиакомпаний, занимающие первые ряды, имеют возможность первыми покинуть салон после того, как о посадке лайнера будет объявлено. Чаще всего впереди самолета предпочитают садиться пассажиры с детьми. Этот фактор другие путешественники могут воспринять неоднозначно: малыши часто капризничают, так что о спокойном полете придется забыть.
С этой точки зрения наиболее оптимальным вариантом окажется выбрать места в середине салона МС 21. Здесь тряска будет не слишком сильной, а детей – на порядок меньше.
Места, расположенные возле прохода, окажутся не лучшим выбором для тех, кто планирует поспать во время перелета. Занявший «проходное» место путешественник будет вынужден вставать и пропускать своих двоих соседей всякий раз, когда им потребуется покинуть свое место.
Высокая востребованность мест возле иллюминатора объясняется, прежде всего, потрясающим видом, который открывается в полете. Кроме того, здесь можно спокойно спать, не рискуя быть потревоженными другими пассажирами. Единственный минус кресла у окна – это некоторая сложность выхода. Для того чтобы подняться с места, потребуется побеспокоить соседей.
Наименее удобными являются места посредине. У них отсутствует отдельный подлокотник. Здесь будет не слишком комфортно людям с крупной комплекцией.
Отдельным пунктом следует отметить те категории пассажирских кресел, которые расположены перед эвакуационными выходами. В ряду МС 21 таких мест в ряду два. Они пользуются высоким спросом, поскольку в этом ряду имеется дополнительное место для ног.
Самые неудобные места для любого пассажира – это последний ряд в экономическом классе. Он расположен перед техническими блоками – санузлом и кухней. Здесь во время полета обычно повышенная проходимость, так что занявшим эти места приходится терпеть большое скопление людей и постоянные хлопки дверьми. Кроме того, в самом последнем ряду лайнера спинки сидений не опускаются.
МС 21: перспективы и преимущества
На лайнер МС 21 в России возлагаются большие надежды. Это первый отечественный самолет, который изначально имеет все возможности составить достойную конкуренцию лидерам соответствующего сектора рынка. Самолетами, которые будут конкурировать с новинкой авиастроения, прежде всего, являются Boeing 737, Airbus 320, а также китайский Comac C919. Начало эксплуатации последнего намечено на 2020 год. По заявленным китайским производителем характеристикам он более всего напоминает базовую модель МС 21.
Одно из основных преимуществ российского пассажирского самолета заключается в его относительно низкой конкурентоспособной стоимости в сравнении с западными аналогами. МС-21 оборудован бортовой техникой и электроникой с открытой архитектурой, что в процессе эксплуатации дает возможность установки оборудования любых производителей по желанию.
Определенные опасения в плане будущего спроса на самолет вызывает тот факт, что у новинки отечественного авиапрома практически полностью отсутствует система послепродажного обслуживания. Это может создать проблемы с продажами, поскольку у основных конкурентов (Boeing и Airbus) предусмотрена трех,- четырехлетняя гарантия на основные узлы их самолетов. К тому же покупатели самолетов Боинг и Айрбас получают от производителя гарантии того, что при возникновении потребности любая деталь окажется доставлена в любую точку земного шара в кратчайшие сроки.
Тем не менее, несмотря на наличие ряда спорных и вызывающих опасение вопросов, МС 21 уже сегодня можно небезосновательно считать серьезным прорывом отечественного самолетостроения. И хоть в настоящее время нет ясности по поводу того, когда окупятся вложенные в создание новых опытных машин и приобретение производственных мощностей огромные средства, этот самолет – большой шаг России в сторону успеха на международном авиационном рынке.
Видео
22:51 — REGNUM
28 мая 2017 года состоялось знаменательное для российского гражданского авиастроения событие — первый полёт совершил новейший пассажирский авиалайнер МС-21. Самолёт провел в воздухе около 30 минут, поднявшись на высоту 1 км и разогнавшись до скорости 300 км/ч. Полёт был проведён в закрытом режиме. Напомним, МС-21 покинул сборочный цех 4 мая. Сможет ли новый российский авиалайнер стать конкурентоспособным и коммерчески успешным?
МС-21 относится к самому востребованному классу пассажирских самолётов
Первым пассажирским самолётом, «с нуля» разработанным в России, стал региональный ближнемагистральный авиалайнер Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). По меркам современного российского гражданского авиастроения построено значительное количество SSJ-100. С 2008 года произведено 128 бортов, из которых поставлено заказчикам 108. К сожалению, некоторая «узость» рынка региональных самолётов не позволила производителям выйти на запланированные ежегодные объёмы производства в 60 самолётов, соответственно, прибыльным самолёт так и не стал. С другой стороны, говорить о каком-то «безумном» провале тоже не приходится, так как на разработку самолёта было потрачено всего около $400 млн бюджетных денег (и ещё $600 млн внебюджетных инвестиций) — один из не столь частных примеров эффективного расходования государственных средств за последние годы. К тому же был получен полезный опыт и удалось собрать костяк специалистов, способных заниматься разработкой современных пассажирских самолётов.
Что же касается МС-21 — то самолёт, создаваемый корпорацией «Иркут», относится к классу узкофюзеляжных ближне/среднемагистральных самолётов. В настоящее время разрабатываются лайнеры МС-21−300 (160—211 мест) и МС-21−200 (130—176 мест), максимальная дальность полёта самолётов составляет 6000 и 6400 км соответственно. К той же категории относятся такие популярнейшие в мире модели авиалайнеров как AirbusA-320 (произведено более 7500 единиц) и Boeing-737 (произведено более 7000 единиц). Рынок этой продукции огромен — к примеру, на новые модификации A-320neo (эксплуатируется с января 2016 года) и Boeing-737 MAX (первый полёт в январе 2016 года) уже имеются заказы огромных объёмов — около 2600 и 2500 бортов соответственно. Более того, по оценке компании Boeing в период с 2016 по 2035 год потребность мирового рынка в узкофюзеляжных авиалайнерах составит умопомрачительные 28 140 единиц на сумму $3 триллиона. Несложно догадаться, что даже 5−10% (1407−2814 единиц на сумму $150−300 млрд.) от этого «пирога» могут принести огромную прибыль. Очевидно, что «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) будет невероятно сложно претендовать на огромный североамериканский и западноевропейский рынки (потребность примерно в 11.000 бортов). При этом необходимо поставить четкую задачу получить за эти годы большую часть рынка СНГ (около 800 бортов) и побороться за контракты в Азии (около 11.000 бортов), Латинской Америке (около 2.500 бортов), Африке (около 900 бортов) и на Ближнем Востоке (около 1.500 бортов).
Удастся ли МС-21 завоевать часть мирового рынка?
Сделать это будет непросто — здесь недостаточно просто предложить самолёт с конкурентоспособными характеристиками (а такие у МС-21 заявлены) и ценой. Каталожная стоимость МС-21 составит около 85 млн, тогда как самый дешевый Boeing-737 MAX обойдется заказчику в $87 млн, а A319neo стоит $94,4 млн. В этом смысле у российского самолёта всё неплохо. Но не стоит забывать и другого нового игрока — Китай, который проводит испытания своего Comac C919, находящегося в том же классе. Пока стоимость этого самолёта официально не определена, но судя по предзаказу на эти самолёты в количестве 380 единиц стоимостью $26 млрд, несложно посчитать, что в среднем один борт обойдется заказчику примерно в $68 млн. На первый взгляд, всё просто — китаец должен постепенно «убить» всех своих конкурентов за счёт столь низкой стоимости. Но дело в том, что в реальности, крупным заказчикам те же Airbus и Boeing делают огромные скидки. К примеру, в среднем реальная стоимость A320neo оказалась на 51% ниже чем каталожная цена и составила $49.2 млн, а не $100.2 млн . То же самое и с «американцем». Российским производителями придется даже сложнее, чем китайцам, — у Поднебесной есть свой огромный рынок авиаперевозок, который, наверняка, административным ресурсом «уговорят» приобретать отечественный самолёт. Рынок же СНГ, где может доминировать Россия, намного меньше и свободнее китайского. Из сложностей для российской стороны также стоит отметить тот факт, что у ОАК нет столь развитой инфраструктуры по обслуживанию поставленных за рубеж авиалайнеров, а это один из важнейших факторов, влияющих на выбор самолёта покупателем. В этом направлении еще необходимо очень долго и много работать. Несколько упрощает этот вопрос тот факт, что на самолёт могут устанавливаться как американские двигатели Pratt & Whitney PW1400G, так и проходящий испытания российский двигатель ПД-14. Очевидно, что с российским двигателем (даже при его отличных характеристиках), продать самолёты вне России было бы заметно сложнее (в том числе и из-за сложностей сертификации).
Задача потеснить гигантов гражданского авиастроения не ставится
На данный момент портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолётов, из них за 185 уже внесены авансовые платежи. На разработку самолёта будет потрачено около $5 млрд, а для достижения рентабельности необходимо будет реализовать 300 самолётов. Эта «задача минимум» вполне выполнима. Другой вопрос, что этого, конечно, мало. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что до 2037 года ОАК рассчитывает поставить 1000 МС-21, то есть выйти на темп серийного производства 60−70 бортов в год. В сумме с производством около 20−30 SSJ-100, в идеальном раскладе, можно достигнуть показателя 90−100 самолётов в год. Для сравнения, СССР в 1980-х годах выпускал 60−70 гражданских самолётов в год, а Airbus и Boeing поставляют заказчикам около 600 самолётов в год. Очевидно, что задача реально потеснить американского и европейского авиапроизводителя в ближайшие 20 лет руководством ОАК и России не ставится — да это и невозможно. На этом этапе необходимо хотя бы просто вернуться в список стран-производителей конкурентоспособной гражданской авиации, получить возможность оснащать отечественными самолётами российские авиакомпании и создать прибыльный коммерческий проект. Лишь после этого можно думать о каких-то более глобальных задачах. Но даже поставленные цели очень непросто выполнить — для выхода на давно утраченные рынки придется использовать все рычаги, в том числе и не совсем «честные» (благо, «откатами» после распада СССР на российский рынок агрессивно входили всё те же Boeing и Airbus). Понятно, что в развивающихся странах Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки далеко не всегда решения о закупке чего-либо зависят от качества предложения. Ну, а после того, как авиапарк авиакомпании «захвачен» производителем, «слезть» с поставок дополнительных бортов и запчастей в обозримом будущем уже очень тяжело.
На МС-21 сделана огромная ставка и от его успеха или неудачи во многом зависит судьба российского гражданского авиастроения, поэтому важна эффективная работа на всех уровнях — от разработки и производства, до создания сервисных центров и продвижения.