Все кто путешествовали самолетом сталкивались со случаями задержки рейса. Но не многие знают о своих правах, а также об обязанностях авиакомпании в подобных ситуациях.
Права пассажиров и обязанности авиакомпаний при задержке рейса внутри России
В России, согласно пункту 99 Федеральных авиационных правил РФ, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
Если рейс задержан на срок от 2 до 4 часов : два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, бесплатные напитки, свободный доступ в комнату матери и ребенка (если вы летите с детьми младше семи лет).
Если рейс задерживается от 4 до 8 часов: бесплатное горячее питание. Если рейс задерживается надолго, кормить должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное.
Если рейс задержан более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью , авиакомпания обязана разместить в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом, по закону, вас должны поселить в отдельном номере без посторонних людей. Авиакомпания также обязана обеспечить организацию хранения багажа.
Не ждите, что сотрудники авиакомпании будут искать вас и раздавать прохладительные напитки или талоны на питание. В большинстве случаев вам придется напомнить о себе. Не стесняйтесь найти представителя авиакомпании и сообщить ему об обязанностях.
Какая материальная компенсация полагается при задержке рейса внутри России.
Задержка рейса зачастую влечет за собой дополнительные расходы – пропустили важную встречу, “пропала” бронь гостиницы, отменили экскурсию и т.д. На этот случай предусмотрена материальная компенсация.
Необходимо уточнить важный момент.
Авиакомпания не виновата, в случае наступления следующих форс-мажорных обстоятельств: явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и погодные условия, военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, а также, в некоторых случаях, забастовка персонала или неисправности, угрожающие жизни и здоровью пассажиров (ст. 794 и 795 ГК РФ).
В иных случаях авиакомпания несет ответственность за нарушение договора о перевозке. Так какая материальная компенсация нам при этом положена?
Если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на задержку рейса , она обязана:
- выплатить пассажиру 25 % МРОТ за каждый час ожидания, но не более 50% стоимости билета, в качестве штрафа (ст. 120 «Воздушного кодекса» РФ).
По действующему законодательству дополнительные компенсации пассажирам при отмене рейсов не положены, однако пассажиры имеют право на возврат стоимости билетов или обмен на альтернативный рейс, предложенный перевозчиком.
Данные обязанности авиаперевозчиков регулируются Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также Воздушным Кодексом РФ.
Что необходимо сделать для получения компенсации.
В первую очередь, найдите представителя авиакомпании. Он может быть на стойке, где проходила регистрация на рейс, а также в кассе авиакомпании в аэропорту. Если вы уже прошли предполетный досмотр, то сотрудника можно найти у выхода (гейта), откуда по плану должен был вылетать самолет.
Если вы не можете его найти, уточните у любого сотрудника аэропорта (лучше на стойке информации), где его искать.
Если и это не помогает - звоните в колл-центр авиакомпании.
От представителя авиакомпании вам нужно получить отметку о задержке рейса.
Иногда эти обязанности выполняет один из сотрудников аэропорта. Поэтому, если не нашли представителя авиакомпании, требуйте поставить отметку у сотрудника аэропорта, для этого обратитесь на стойку информации.
Как выглядит отметка о задержке рейса.
Не волнуйтесь, если не смогли никого найти. То что рейс задержан абсолютно точно зафиксировано в документах, поэтому если вам ничего из положенного не предоставили, то по возвращению, можете смело писать претензию в авиакомпанию. К заявлению приложите посадочный талон.
Возможно вы столкнетесь с ситуацией, когда авиакомпания откажет в предоставлении гостиницы и питания. В этом случае сохраняйте все чеки за понесенные расходы. По возвращение напишите досудебную претензию в адрес авиакомпании с приложением копий всех чеков, посадочного талона, отметки о задержки.
Запаситесь терпением и возможно помощью юриста.
Права пассажиров и обязанности авиакомпании при задержке рейса в Европе.
Если ваш рейс задержан на территории Евросоюза – вам полагается гораздо больше.
Авиаперевозки на территории ЕС регулируются Регламентом EC № 261/2004 Европейского парламента и Совета от 11.02.2004 об установление общих правил о компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки рейсов. Все авиакомпании, совершающие рейсы в пределах ЕС руководствуются данным документом.
Данное постановление относится:
- к любым авиакомпаниям, которые вылетают из аэропорта, находящегося на территории ЕС. Например, рейс S7 или Аэрофлот из Рима в Москву также попадает под действие данного закона.
- ко всем авиакомпаниям, зарегистрированным на территории ЕС, если пункт назначения рейса на территории ЕС. Например, если рейс Air France вылетает из Рио-де-Жанейро в Париж.
Согласно данному постановлению, если предполагается, что рейс отправится позже, чем указано в расписании:
- На 2 часа или более, при условии, что дальность перелета составляет 1 500 км или меньше, или
- На 3 или более часа в случае перелетов по ЕС далее чем на 1 500 км, и на все другие рейсы протяженностью от 1 500 км до 3 500 км, или
- На 4 часа или более во всех остальных случаях.
Перевозчик обязан вам бесплатно предложить:
- Питание
- Проживание в гостинице (если, необходимо задержаться на одну или несколько ночей)
- Трансфер между аэропортом и местом проживания
- 2 телефонных звонка, факса, или сообщения по электронной почте.
А теперь самое интересное – сколько можно получить от авиакомпании?
Какая материальная компенсация полагается при задержке или отмене рейса.
Согласно Регламенту (ЕС) № 261/2004 Европейского Парламента и Совета, если ваш рейс задержан, вне зависимости от стоимости билета вам положена компенсация.
Для каждого пассажира компенсация за задержку, отмену рейса или отказ в посадке на борт самолёта составляет от € 250 до € 600. Сумма изменяется в зависимости от расстояния вашего полёта и длительности задержки (см. таблицу ниже). Получение компенсации является возможным при выполнении следующих условий:
С Вами произошел один из следующих случаев:
- Ваш рейс был задержан не менее чем на 3 часа
- Ваш рейс был отменен
- Ваш рейс был задержан менее, чем на 3 часа, но из-за этого Вы пропустили следующий стыковочный рейс, и в результате прибыли в конечный пункт с опозданием более 3 часов
- Вам было отказано в посадке на рейс из-за отсутствия свободных мест (овербукинг)
Также если:
- Задержка/отмена рейса не вызвана неблагоприятными погодными условиями, забастовкой авиаперсонала или другими форс-мажорными обстоятельствами
- После совершения перелёта прошло не более 6 лет
Вы не обладаете правом на компенсацию в следующих случаях :
- вас уведомили об отмене рейса не менее чем за 14 дней до назначенной даты полёта;
- авиакомпания предложила вам другой рейс по такому же маршруту.
Компенсация за отказ в посадке на рейс
В случае отказа в посадке авиакомпании в первую очередь будут искать пассажиров, которые могут отказаться от своей брони в обмен на определенные льготы. Перевозчик должен предложить добровольцам выбор между:
- Возвращением полной стоимости билета
- Изменением маршрута
Если пассажир выбирает изменение маршрута, то перевозчик обязуется предоставить ему поддержку во время ожидания следующего рейса. Это может включать питание, доступ к телефонной связи, проживание в гостинице (на одну ночь или более, по необходимости), а также транспорт от аэропорта до места проживания и обратно.
Если вы не желаете отказываться от своей брони и вам отказано в посадке на борт, то вы имеете право рассчитывать на компенсацию от € 250 до € 600 на каждого пассажира плюс возмещение полной стоимости билета.
Сервис работает очень просто – вы заполняете на русском языке заявку на сайте . Заполняете данные о рейсе и короткое описание
Это занимает 2 минуты. Все остальное делает . При положительном решении агентство удерживает 25% от суммы. Сервис работает по принципу win-no-fee basis, то есть вы платите только по результату. Заранее ничего не оплачивается!
Невозможно предусмотреть все на свете. Можно купить самые выгодные билеты на самолет, но при этом не улететь, так как уже в зале прилета выясняется – рейс задержан. Неприятность эта почти всегда сопряжена для путешественника с целой лавиной сопутствующих проблем, начиная от того, где и на какие деньги поесть во время длительного ожидания, и заканчивая тем, как все-таки попасть в нужную точку прилета, так как там заказан отель, происходит важное мероприятие, должна произойти пересадка на другой авиарейс и т.д.
И поскольку способностями ясновидящих из нас мало кто обладает, будет полезно на досуге узнать, что делать если задержали рейс, так как паника и гнев в такой ситуации – наихудшие советчики. Прежде всего, порядок действий зависит от того, на какое именно время произошла задержка..
Что делать пассажиру, если задержали рейс на самолет?
Даже в том случае, если время ожидания рейса невелико, скажем, 1 час или немногим более, не следует пускать дело на самотек. Нужно сразу после объявления отправиться к стойке информации и потребовать от сотрудника дать разъяснение. Ответа при таких задержках обычно нет, но главная цель такого похода в том, чтобы поставить отметку на билетах о задержке. Это послужит в дальнейшем при любых разбирательствах неоспоримым доказательством.
Время задержки и ее причины могут быть любыми, но каждый пассажир должен знать, что делать если задержали рейс на самолет. В этот список входит:
- Предоставление места в комнате матери и ребенка пассажиркам с детьми младше 7 лет.
- Прием на хранение багажа до момента вылета.
Освободив руки от чемоданов и разместившись с детьми в комфортных условиях ожидать отложенный рейс несравнимо удобнее. Дальнейшие услуги перевозчик предоставляет в зависимости от времени задержки.
Если рейс задерживают на 2 часа и более пассажир вправе требовать:
- Возможности совершить 2 бесплатных телефонных звонка в любую точку мира, а также отправить бесплатно 2 сообщения через сеть Интернет.
- Напитки (вода, чай, кофе, соки) в требуемом количестве.
Если рейс задержали на 4 часа и более, то в перечень требований можно смело включать:
- Горячее питание сразу, а далее через каждые 6 часов днем и 8 часов – ночью.
Если задержали рейс на 6 часов или более, все пассажиры рейса перевозчиком должны быть обеспечены:
- Местом в гостинице до самого момента вылета. Гостиничный номер предоставляется всем пассажирам рейса днем после задержки более 8 часов, а ночью после задержки более 6 часов. Не имеет значения, сколько раз в аэропорту продлевали объявления о задержке, отсчет ведется от времени на билетах.
- Транспортировкой от здания аэропорта до отеля транспортом аэропорта.
Все перечисленные услуги пассажир вправе получить абсолютно бесплатно. При этом любые оправдания не имеют значения, так как правила обязывают перевозчика заботиться о клиентах при любых обстоятельствах. В случаях, когда рейс задержан по вине авиакомпании, тогда номером в гостинице и горячим обедом она уже не отделается. Всем пассажирам рейса дополнительно причитается:
- 3% от цены билета, помноженные на число часов задержки вылета (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя»).
- 0,25% от минимального размера оплаты труда по числу часов задержки вылета.
Суммарно за счет компенсации пассажир сможет вернуть до половины от стоимости авиабилета (ст. 120 «Воздушного кодекса РФ»). Разумеется, если вылет так и не состоялся, то пассажир получит обратно стоимость билетов, помимо причитающихся компенсаций. Все перечисленные суммы компенсаций действуют в России, но в странах ЕС они значительно выше. Пропорционально времени перелета и расстоянию пассажир, получивший уведомление от авиакомпании об отмене рейса менее, чем за 14 дней до даты вылета, может получить компенсацию до 600 евро.
Важно: не стоит слишком долго ждать, если задержали рейс самолета, пока перевозчик оплатит гостиницу или горячий обед. Оплачивайте все самостоятельно, но сохраняйте все платежные документы: чеки, квитанции, так как позднее деньги будут возвращены, но, правда, уже через суд.
Также не стоит волноваться из-за пересадок. Если в месте посадки вы должны были пересесть на другой самолет, то перевозчик обязан предоставить место в самолете на другой рейс с тем же пунктом прибытия. Доплачивать за новый билет не придется ни копейки, даже если вас разместят в бизнес-классе вместо эконома. А вот если изначально билет был куплен в бизнес-класс, а новый предлагается только в экономе, то требовать свои деньги обратно нужно обязательно!
Как получить деньги с перевозчика, если задержали рейс самолета?
Чтобы получить все потраченное обратно, нужно написать от своего лица заявление в авиакомпанию, и попросить возместить все затраты, а также выплатить причитающуюся компенсацию за задержку вылета. К этому заявлению приложите:
- чеки на оплату отеля и питания;
- справку со стойки информации аэропорта о задержке рейса;
- авиабилет.
Эту претензию не обязательно срочно нести куда-то, ее вполне можно отправить на юридический адрес перевозчика по почте, но не позднее, чем спустя 6 месяцев от даты задержанного вылета. Обычно вполне достаточно такой претензии, чтобы получить деньги обратно на указанный в письме свой счет в банке. Если же ответа так и не последовало, можно смело обращаться в суд, ведь закон на вашей стороне!
Если же вы должны были лететь по турпутевке, частью стоимости которой являлись авиабилеты, то с туроператора можно дополнительно стребовать возврат денег за те оплаченные дни, что вы провели в ожидании вылета. Эту претензию нужно поторопиться подать в офис туроператора в срок до 20 дней с даты, когда оканчивается действие подписанного договора об оказании услуг.
Куда жаловаться?
Для пассажира имеет значение, с авиакомпанией какой страны он имеет дело. Отмены и задержки внутренних рейсов российских авиакомпаний рассматриваются по российскому законодательству. Точно также рассматриваются жалобы пассажиров на иностранных перевозчиков, нарушивших свои обязательства перед российскими путешественниками. Стоит отметить, что отправляясь в путешествие, нужно не только купить билеты на самолет, но и .
Рассказать друзьям:
При планировании путешествия на самолете, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Ввиду многих из них авиаперевозчики отменяют авиарейс или объявляют о его задержке. Как должны поступить путешественники в этом случае?
Права авиапассажира при задержке рейса
Задержание вылета или прилета авиасудна происходит по различным причинам. О нем сотрудники авиаперевозчика оповещают клиентов, которые уже приобрели билеты. Для этого в аэропорту есть специальная служба. Если вылет самолета отменили, компания делает рассылку СМС-сообщений.
В Российской Федерации
При отмене или задержании вылета самолета любая авиакомпания имеет определенные обязательства перед своими клиентами.
Независимо от того, насколько по времени был задержан рейс, каждый пассажир имеет определенные права. Они установлены законодательством Российской Федерации.
При задержании рейса на 5-15 минут путешественникам с детьми до семи лет предоставляется специальное помещение - комната «Матери и ребенка». Она оборудована специально для отдыха, кормления и других нужд.
Если вылет воздушного судна задерживают не более чем на 2 часа, каждый из путешественников имеет право совершить два бесплатных телефонных звонка. Сотрудники авиакомпании должны предоставить воду и другие напитки.
Если рейс задерживают на 4 и более часов, ожидающим путешественникам должны предоставить талоны на горячее питание. В дневное время пассажиры должны питаться каждые 6 часов, в ночное - каждые 8 часов.
Если рейс задерживают на 8 и более часов, авиакомпания должна разместить людей, ожидающих самолета, в гостинице. Их трансфер, хранение багажа - ее обязательства.
Не нужно ждать, пока сотрудники компании принесут напитки или выдадут талоны на бесплатное питание. К ним нужно подойти самостоятельно.
Не стоит задавать вопросы сотрудникам аэропорта. Их организация является посредником, и предоставляет услуги только по оформлению билетов, проверке багажа, посадке на рейс.
В Европе и за границей
Работу Европейских авиакомпаний регулирует «Постановление Европейского парламента и Совета ЕС» № 261/2004. Оно действует только на территории Европейского союза и для компаний, зарегистрированных на его территории.
Авиаперевозчики своим клиентам должны предоставить бесплатное питание и напитки в таких случаях:
- При задержании вылета воздушного судна на 2 и более часов. При этом протяженность полета составляет до 1500 км.
- Если рейс задерживают на 3 и более часов, а перелеты осуществляются только по территории ЕС. Их протяженность достигает 1500-3500 км.
- Если рейс задерживают на 4 и более часов.
Пассажир может совершить два бесплатных телефонных звонка. В том случае, если вылет или прилет самолета задерживается на одни или несколько суток, авиакомпания предоставляет номер в гостинице. Компенсацию можно получить только в том случае, если рейс задержан на 3 и более часов по вине авиаперевозчика. Эти правила установлены парламентом ЕС.
Компенсация за задержку авиарейса в России
Даже самое незначительное опоздание в вылете может быть чревато для путешественника материальными затратами. Например, была пропущена важная встреча или нарушены договорные обязательства.
В этом случае предусмотрена компенсация за задержку рейса самолета. Она выплачивается в Российской Федерации в том случае, если опоздание произошло по вине авиакомпании.
Важно. Материальная компенсация не выплачивается, если самолет опоздал или не вылетел по причине нелетных погодных условий.
Также ее не выплатят в таких случаях:
- начались отраслевые забастовки сотрудников;
- появились изменения в общественной жизни, которые влияют на безопасность перелетов (война, эпидемия и прочее);
- установлены государственные ограничения на осуществление воздушных перевозок;
- выявлена неисправность летательного аппарата, которая может повлечь за собой угрозу крушения.
В РФ в установленных правилах задержки рейсов самолетов по вине авиаперевозчика размер компенсации составляет 25-50% от суммы минимальной заработной платы. Процент материальной выплаты зависит от многих обстоятельств.
Совет! Чтобы воспользоваться правом на выплату компенсации в полном объеме, необходимо у сотрудника авиакомпании поставить специальную отметку.
Размер компенсации за задержку авиарейса в ЕС
В Европейском Союзе размер компенсации фиксированный. Он зависит от дальности полета и времени задержки рейса.
Для получения материальной выплаты в проездном документе должна быть проставлена отметка. Это выполняет сотрудник аэропорта или авиакомпании. При сборе больших доказательств, можно сфотографировать табло, на котором высветилась информация о задержке рейса.
Интересно! Если авиаперевозчик предупреждает клиента об отмене или задержке рейса за 14 дней до него, компенсация не выплачивается. Если же этот период меньше, пассажир может рассчитывать на материальную выплату в размере, что и при задержке рейса.
Как добиться выплаты: подробная инструкция
К сожалению, не все авиаперевозчики стремятся сохранить свою положительную репутацию. Они не только не предоставляют путешественникам напитки и бесплатные талоны на питание, но и не торопятся отвечать на вопросы по поводу компенсации.
Если все требования пассажиров были проигнорированы, они могут собрать пакет документов, и обратится в суд.
Подтверждающие документы:
- копия билета с отметкой об отмене или задержке рейса;
- письма или пригласительные, если планировалось путешествие за границу к родственникам или на важное мероприятие;
- копии билетов на экскурсии;
- квитанции или чеки за проживание в гостинице и питание за все время ожидания рейса.
Также необходимо написать претензию. Ее вручают сотруднику авиакомпании вместе с собранным пакетом документов.
Совет. Лучше отправить все это по почте заказным письмом. Так у путешественников будет на руках доказательство того, что они подали жалобу.
Некоторые ксерокопируют претензию. На ее втором экземпляре расписывается сотрудник авиакомпании, которому ее передали. Он указывает дату обращения и свои данные (ФИО, должность).
Обратиться за компенсацией можно непосредственно после того, как точно установлено время задержки вылета воздушного судна. Но не позднее 6 месяцев со дня отмены или задержки рейса. В ЕС этот период установлен для каждой авиакомпании индивидуально.
Срок рассмотрения жалобы
Согласно законодательству Российской Федерации, жалобы на работу авиакомпании рассматриваются на протяжении 30 дней. По истечении этого периода авиаперевозчик либо возмещает ущерб, либо отказывается от выплаты компенсации. При этом он должна предоставить неоспоримые доказательства своей невиновности.
Примечание. В правилах транспортировки пассажиров воздушным транспортом не указано точное время, в которое компенсация должна быть выплачена. Иногда этот процесс затягивается на месяцы.
В европейском Союзе дело обстоит иначе. Авиакомпании выплачивают компенсацию не позднее 7 дней после рассмотрения жалобы.
Судебные разбирательства
Самостоятельно «сражаться» с авиакомпанией за право получения компенсации - сложная задача. В штате такой организации работают опытные юристы. Они хорошо справляются со своими обязанностями. И порой получить долгожданную компенсацию не удается.
Совет. В этом случае нужно обратиться за помощью к профессиональным юристам. Они помогут собрать достаточное количество доказательств вины авиакомпании.
Суду необходимо предоставить подтверждающие документы. Обратиться с исковой жалобой можно в течение 3 лет со дня задержки вылета.
Что делать, если из-за задержки одного рейса пассажир опоздал на другой
Исход ситуации зависит от того, как путешественник оформил свой билет. Например, он совершает полет из Краснодара в Минск с пересадкой в г. Москва. В этом случае авиакомпания несет ответственность за рейс «Москва - Минск». Они посадят путешественника на ближайший самолет, который летит в этом направлении.
Важно. Получение компенсации из-за сложившейся ситуации возможно, если пассажир прибыл в пункт назначения с опозданием на 3 часа и больше.
Если приобретались документы на два отдельных рейса («Краснодар - Москва» и «Москва - Минск») за опоздание на второй самолет авиаперевозчик ответственности не несет.
Что делать, если авиакомпания не предоставила гостиницу
Такая ситуация происходит довольно часто. Что делать, если задерживают рейс на самолет на сутки и более? А авиакомпания при этом игнорирует свои обязательства.
Первое, что нужно сделать, это проставить отметку о задержке рейса у сотрудника компании. Далее, необходимо собирать все чеки: на питание, хранение багажа. При заселении в гостиницу попросить выдать подтверждающие документы с указанием суммы оплаты. Они будут доказательством материальных трат, которые должна возместить компания-перевозчик.
Пассажир по прибытии в авиакомпанию пишет заявление установленного образца. Его можно взять у сотрудника. К нему он прикладывает копии собранных документов. Также необходимо предоставить копию билета, на котором стоит отметка о задержке или отмене рейса.
На сайте многих авиакомпаний есть возможность подать такую жалобу в онлайн-режиме. Как показала практика, лучше передавать заявление лично или отправлять посредством почты (оформить заказное письмо). Так будет больше шансов, что претензию рассмотрят в срок, а также примут по ней решение.
Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму .
Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.
Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.
Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.
А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.
Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.
Позднее прибытие самолета.
Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.
Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».
Метеоусловия.
Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.
Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.
Техническая причина.
Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.
Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.
Задержки связанные с работой наземных служб.
Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.
Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.
Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?
Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.
Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.
Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?
Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.
Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.
Как борются с задержками авиакомпании?
В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.
13.12.2015Когда отдых на морском берегу в прекрасной теплой стране оканчивается задержкой рейса – это, согласитесь, портит все положительное впечатление в первую очередь об исполнителе услуг. Но кто он – исполнитель услуг? Кому предъявить претензию? Кто ответит за ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание туристических услуг?
Турагентство? Туроператор? Перевозчик?
Приоткрою завесу — по закону — Туроператор несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
А теперь — из практики.
Между Турагентством и Клиентом был заключен Договор на оказание услуг. Клиентом произведена оплата за турпродукт в полном объеме.
По Договору Турагентство оказало услуги по оформлению и оплате турпродукта, формированию Заявки на сайте Туроператора.
Туроператор в свою очередь на основании Заявки сформировал турпродукт.
В состав турпродукта в том числе был включен перелет рейсом авиакомпании Перевозчика.
На основании Договора, Заявки – указывались конкретные дата и время прибытия Клиента из страны пребывания в родной город.
По факту Клиент прибыл в аэропорт родного города с задержкой аж на 9! часов, о чем администратором аэропорта на посадочных талонах Клиента была сделана отметка.
Клиент, в порядке обязательного досудебного урегулирования спора — обратился к Туроператору с претензией, в которой просил произвести выплату штрафа.
На что Туроператор ответил, что претензии необходимо предъявлять не к нему, а либо к Перевозчику, либо к тому, с кем у Клиента возникли договорные правоотношения, то есть к Турагентству.
После чего, мы с Клиентом обратились в суд с требованием взыскать с Туроператора штраф, мотивировав свои доводы следующим.
В силу ст.9 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт.
Туроператор несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Туроператор несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени турагента, так и от своего имени.
В соответствии с п.50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» по делам, по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристического продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей урегулированы и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например договор участия в долевом строительстве, договор страхования, договор банковского вклада, договор перевозки и т.д.) то к отношениям, возникающим из таких договоров, ФЗ «О защите прав потребителей» применяется в части не урегулированной специальными законами.
На основании изложенного, ответственность за просрочку доставки пассажира в пункт назначения регулируется специальными нормами, а именно ст.120 Воздушного кодекса РФ, на основании которой перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере двадцати пяти процентов установленного законом МРОТ за каждый час просрочки.
По ч.6 ст.13 Федерального закона «О защите прав потребителей» подлежит выплате Клиенту штраф за несоблюдение требования потребителя в добровольном порядке.
В итоге суд удовлетворил наши требования в суде I инстанции.
Продолжение следует, если Туроператор решит обжаловать решение суда в порядке апелляционного производства.
А пока, если Вы сталкивались с задержками рейса и не смогли добиться справедливости – можете воспользоваться этой статьей. Если Вам кажется, что у Вас не получится — обращайтесь ко мне – я постараюсь Вам помочь.
Нормативные документы, которыми я руководствовалась, при написании материала:
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
2. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (ред. от 05.04.2016).
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Спасибо за чтение!
Возможно Вас интересует юриспруденция также сильно, как меня – тогда подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей, которыми я делюсь.
Если Вы оставите комментарий, напишите вопрос мне на эл.почту — с удовольствием отвечу Вам.
N.B. И помните! Fiat justitia, ruat caelum — пусть вопреки всему торжествует правосудие.
6 Комментарии
Добрый день! Подскажите, пожалуйста с чего начать и кому писать Претензии? Рейс чартер Спб-Ларнака задержали на 6 часов. Не просто задержали…Мы даже в самолете просидели 20 минут!Где нам сообщили, что «по техническим причинам рейс откладывается на 2 часа».Вывели в таможенную зону, где мы томились без возможности покинуть терминал, так как «граница была пересечена».Через 2 часа перенесли вылет ещё на 2 часа. Не информировали о том, что можно воду получить, когда принесли через 2 часа, все бегали и друг у другу выясняли, что и где…Через 4 часа узнали у пассажиров, что где-то делают какие-то отметки на билетах.Выяснилось, что выдают «талоны» на питание- по 400 руб. на человека. Когда подошли, выяснилось, что на нас не распечатаны талоны…И опять ходили искали представителей, чтоб получить талоны!Рейс отложили ещё на 2 часа! К «последнему » часу объявленного времени вылета мне стало настолько плохо, что пришлось вызвать медика…..Давление поднялось, пульс «зашкаливал»…Таблетки все — в багаже.За полчаса до посадки…Исходя из моего состояния, медик предложил отказаться от полета…А по договору с турфирмой деньги за путевку не вернуть!!!Прилетели,доехали…Заселение в отель было не 5-го, а уже 6-го числа, на следующий день, получается…Естественно, что два дня оплаченного отдыха были безнадежно испорчены-утрачены…из-за всего этого и стресса, повлиявшего на здоровье и самочувствие…На вопрос, можно ли «продлить» отдых за счет вылета более поздним рейсом, представитель тур-оператора заявила, что обратный вылет они «не переносят»… Выходит, вместо 7 дней и 6 ночей получили 6 ночей и 5 дней!!!А обратный вылет тоже был очень ранний — в 4.40 выселение из номера.Кстати, заехали они за нами на 40 минут позже назначенного времени. Самолет вылетел почти вовремя (на билете стояло время 8:05, взлетели в 8:45). Много написала…Да, Договор у нас с Турагентом, а тур был от туроператора «Библио-Глобус».Авиаперевозчик -«Россия».Спасибо.