Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.
Римский форум
Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.
С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи - Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.
Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.
Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.
Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.
Колонна Траяна
Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.
Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..
Пантеон
Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.
Колизей
Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.
Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра.
Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.
В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».
Триумфальная арка Тита
Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета - 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.
Термы Каракаллы
Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.
Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.
Храмы Портуна и Геркулеса
Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.
Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.
Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.
Марсово поле
«Марсово поле» - так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.
Мавзолей Адриана
Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны - 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.
Катакомбы
Катакомбы Рима - сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.
Одной из самых древних и могущественных цивилизаций по праву считается Римская империя. Она подарила миру уникальную культуру, которая и по сей день не перестает удивлять и восхищать. Особый интерес представляет архитектура Древнего Рима, которая смогла соединить в себе лучшие черты древнегреческого и этрусского наследия.
Особенности архитектуры Древнего Рима
Архитектура Древнего Рима, как самобытный вид искусства, была сформирована в период IV—I вв. до н. э. Древним сооружениям лишь чудом удалось сохраниться до наших дней, невзирая на многочисленные войны и природные катаклизмы. Памятники архитектуры древнеримского зодчества и сейчас покоряют своей величественностью и монументальностью.
И это неудивительно, ведь именно древние римляне положили начало новой эпохе в мировой архитектуре, начав строительство внушительных общественных сооружений, рассчитанных на большое количество людей. К ним относятся театры и амфитеатры, рынки, библиотеки, термы, базилики, храмы.
Рис. 1. Терма в Древнем Риме.
При строительстве своего государства древние римляне использовали достижения греческих и этрусских мастеров. И если древние греки в архитектуре были тонкими ценителями прекрасного, то римляне показали себя практичными и дальновидными строителями. Позаимствовав полезные идеи, они смогли создать уникальную архитектуру, которая своим поистине колоссальным размахом смогла воплотить в камне всю мощь великой империи, стать ее символом на долгие века.
Самым известным памятником древнеримской архитектуры является Колизей. Это классический амфитеатр впечатляющих размеров, который использовался для проведения увеселительных мероприятий. На его арене устраивались гладиаторские бои, жестокие сражения крупных хищников и прочие развлечения. В III веке н. э. Колизею был нанесен серьезный ущерб во время сильного пожара. Но он был восстановлен и с тех пор привлекает к себе туристов со всего мира.
Рис. 2. Колизей.
Достижения архитектуры Древнего Рима
В Древнем мире архитектура Рима не знала себе равных. Огромные масштабы строительства, многообразие типов сооружений и композиционных форм, удивительные инженерные находки смогли возвеличить Древний Рим, укрепить его мощь и славу.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
К наиболее значимым достижениям того периода истории следует отнести:
- Пожалуй, самым важным изобретением древнеримских архитекторов стал бетон. Новый строительный материал состоял из воды, извести и щебня. Поначалу его применяли при строительстве дорог, но благодаря удивительной прочности и огнеупорным качествам бетон занял лидирующее место в возведении архитектурных сооружений.
Заливая бетоном пространство между двумя стенками, выложенными из кирпича, зодчие добивались невероятной устойчивости конструкции, и тем самым могли строить многоэтажные здания. Снаружи их покрывали гранитом или мрамором, богато украшали скульптурным декором.
- Акведуки - арочные мосты - одно из важных достижений римских архитекторов. Впоследствии их конструкция послужила образцом для строительства железнодорожных и прочих транспортных мостов.
Рис. 3. Древнеримские акведуки.
- Монолитность древнеримской архитектуры стала возможной благодаря использованию в строительстве всевозможных арок, опор и криволинейных перекрытий. Фасады амфитеатров и мосты укреплялись рядами аркад - характерной особенностью архитектуры Древнего Рима.
- Сводчатые конструкции также стали важнейшим изобретением. Соединив вместе арки, римские зодчие смогли добиться усиления конструкции потолка и получить, таким образом, свод. Выстроив ряд арок в виде замкнутой окружности, они создали купол. В дальнейшем эти новшества послужили базой для развития многих архитектурных направлений.
Что мы узнали?
При изучении доклада на тему «Архитектура Древнего Рима» мы узнали кратко самое главное об архитектуре Древнего Рима, выяснили, что повлияло на ее развитие, какими характерными особенностями она обладала. Также мы узнали, какие были наиболее значимые достижения древнеримских архитекторов, и какое влияние они оказали на развитие архитектурных направлений во всем мире.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 348.
В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в Римскую империю. Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хотя и «первым среди равных» - принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев -Клавдиев и Флавиев.
Так называемый «римский мир» - время затишья в классовой борьбе, наступившее в начале правления Августа,- стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки характеризуют период правления Августа (27 г. до н. э.- 14 г. н. э.) как «золотой век» Римского государства
Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм», оказавший огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства. Римские художники ориентировались на великих мастеров Греции 400 лет до н.э, но естественность греческой классики сменилось рассудочностью, сдержанностью.
Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство.
Город поражал современников необозримостью площади - ни с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах. Великолепные здания, портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.
Уже при первых приемниках Августа начинает исчезать мнимая идеальность золотого века. Новой вехой в искусстве стало правление Нерона, одного из самых безумных деспотов на римском троне.
Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы. Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) - время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.
Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон - «храм всех богов» - стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.
Градостроительное наследие Рима
Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба.
Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами.
Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощеными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - все то, что характерно для цивилизованного общества.
Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо(улица, ориентированная с севера на юг) и декуманус (улицей, ориентированной с востока на запад), на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии.
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича.
Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.
Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.
Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению достроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.
Новый этап городского строительства начался с I в. до н.э.: застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в цене. Вместо примятивнгых жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э. многоэтажные, дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду.
Благоустраивается центр города - римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках, расположенных на окраинах города. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений.
Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры(полуколонны).
В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер.
В отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой органическое сочетание декоративного убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный, украшательный элемент.
Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е. совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.
К этому периоду относится строительство ряда крупных инженерных сооружений и среди них - большой порт в Остии. В 102 г. для контроля над Даккией Траян построил большой каменный мост с бетонными опорами через Дунай. Строил, конечно, не он, а его мастера-строители, среди которых особо выделялся Аполлодор из Дамаска. Вероятно, он был одним из самых образованных и талантливых инженеров Римской империи, так как помимо моста выстроил ряд крупных и сложных в конструктивном отношении сооружений, таких, как форум Траяна, цирк и термы в Риме, названные именем императора. Ему приписывают строительство одного из самых красивых и выдающихся сооружений мирового зодчества - бетонного Пантеона в Риме.
Еще интенсивнее продолжается строительство во время правления императора Адриана (117-138 гг.). Адриан принимал участие в строительстве не только как организатор, но и как архитектор и инженер-строитель. Большую часть своей жизни он провел в поездках по империи. Адриан посетил все римские провинции, был большим поклонником греческой культуры, восхищался мастерством египетских художников.
На склоне лет он приказал построить в городе Тибуре близ Рима загородную виллу с бетонными стенами и воспроизвести там в миниатюре все то, что так поразило его во время путешествий. В 132 г. Адриан начал сооружать для себя грандиозный мавзолей и мост к нему, перекинутый через Тибр. Строительство этих сооружений было закончено в 139 г. Строительная деятельность ближайших преемников Адриана не была такой оживленной. Из наиболее значительных сооружений можно назвать храм в честь жены императора Антонина Пия и колонну, носящую имя Марка Аврелия.
При царствовании Септимия Севера (193-211 гг.) происходит некоторое оживление строительной деятельности. По словам его современника Лемпидария «...Постройки прежних государей он восстановил и многие сам возвел, в том числе термы своего имени. Провел и воду, что называется Александровой...
Он первый ввел александровский способ отделки двумя видами мрамора. На форуме Траяна он поставил статуи великих люден, перенеся их отовсюду... Мосты, построенные Траяном, он восстановил почти во всех местах, а в некоторых и вновь построил...» В 203 г. в ознаменование побед над парфянами и арабами в Риме сооружается на мощном бетонном фундаменте триумфальная арка Септимия Севера высотой 23 и шириной 25 м. Архитектура этого периода отличается богатством декоративного убранства, придающего постройкам парадный облик.
При императоре Каракалле (211-217 гг.) в Риме строятся самые грандиозные и красивые за всю историю существования города термы, где в качестве основного строительного материала использовался бетон. Весь комплекс зданий занимал 16 га и был закончен немногим более чем за четыре года.
Если раньше большие денежные расходы, вызванные войнами, строительством дорог, общественными работами, голодом и эпидемиями чумы покрывались за счет военных трофеев, дани с покоренных народов или денег от продажи пленных и конфискованных земель, то теперь, в начале III в., такие возможности резко сокращаются.
Рим в то время, как и многие города его провинций, еще сохранял свой внешний блеск, однако упадок, коренившийся в самой структуре римской империи, был уже хорошо заметен. Морской торговле вновь начали угрожать пираты, а сухопутные дороги стали небезопасными благодаря участившимся случаям разбоя. Наступил период крайнего распада экономики; обезлюдели города, опустели поля, так как не хватало рабочих рук, наблюдалось углубление типичных форм натурального хозяйства.
Во второй половине III в., после того как усилился натиск варваров на римские границы, началось интенсивное сооружение крепостей и стен по всей обширной империи. Так, Аврелиан с первых дней своего правления стал укреплять Рим мощными стенами, строительство которых было закончено в 282 г.
Мероприятия и многочисленные декреты Диоклетиана, а позднее - Константина, направленные на нормализацию экономической жизни страны, увенчались успехом. Внешняя опасность для римского государства была временно устранена, порядок упрочен, а мир обеспечен. Одним из основных методов государственной политики стала «военизация» всего государства, включая и гражданскую часть населения. Взяв за образец крупные восточные монархии, императоры создали такую социально-экономическую систему, при которой каждый гражданин считался на службе только у государства. Никто не имел права выйти из той социальной категории или ремесленной организации, в которой он находился. Никто не мог уклониться от той деятельности, к которой он был предназначен со дня своего рождения. Ранее свободные коллегии, объединявшие людей по профессии, превратились теперь в принудительные корпорации. Большинство ремесленников получали от государства денежные, а чаще натуральные пособия, но за это должны были примириться с тем, что их свобода была теперь резко ограничена.
В этой обстановке растет и расширяется капитальное строительство. Ко времени правления Диоклетиана относится сооруженный в 290 г. амфитеатр в Вероне - здание, напоминающее по типу и размерам Колизей в Риме. В 305 г. сооружены громадные бетонные термы Диоклетиана. Они вмещали одновременно 3200 человек и являлись самым крупным сооружением такого типа, созданным за всю историю римского строительства.
При Константине, который в области государственного управления продолжал традиции Диоклетиана, 11 мая 330 г. произошло торжественное освящение новой столицы римской империи, которая получила название Константинополь. Она быстро стала застраиваться, украшаться великолепными зданиями и произведениями искусств, перевезенными из Рима и Греции.
К IV в. Римская империя вступает в последнюю и заключительную стадию своего развития. Постепенно складывается система так называемых натурально-замкнутых крепостных отношений. В стране сокращается торговля, натурализуются почти все виды государственных платежей. Изменяется облик городов. Они теперь принимают вид крепостей, ограниченных мощными стенами и башнями. Поместья превращаются в самостоятельные политические и экономические единицы, а их владелец-в государя, с армией рабов и колонов. Империя Рима распадалась на глазах. В конце IV в. возникает новый социально-политический кризис. Параллельно усиливается напор варваров на границы государства. Огромные массы гуннов, аланов и готов двинулись из прикаспийских степей на Запад. 24 августа 410 г. вечный город пал.
Таким образом, в результате завоевательной политики Древнего Рима, обогащения его за счет войн развивается строительство крупных инженерных сооружений, роскошных особняков, дворцов, храмов, жилых и общественных зданий. В свою очередь, это потребовало нового прочного, долговечного и относительно дешевого материала, каким и явился бетон. Однако для осуществлення больших строительных проектов из бетона одного золота и рабов было недостаточно. Требовалась налаженная организация труда, инженерные знания и строительная техника.
Композиция характерного римского городского ансамбля - форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища.
Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум - замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.
В римских форумах получила отражение та же идея замкнутой осевой композиции - ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. В начальный период форумы обычно служили рынками и по их периметру к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. С течением времени они превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний, культовых действий и т.д.
Идейным и композиционным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Подобная композиция храма была в Риме традиционной и уходила своими истоками к древнейшим типам храмов этрусско-архаического периода. В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно-осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм. Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно возведено несколько форумов. Позднее императоры трактовали форум как монумент собственной славы.
По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112-117 гг.). Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятипролетный удлиненный зал - базилика площадью 55х159 м и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади была воздвигнута мемориальная колонна Траяна высотой 38 м. Ее мраморный ствол покрыт спиральной лентой барельефа с 2500 фигурами, изображающего эпизоды победных походов Траяна. Триумфальная арка служит парадным входом, статуя императора установлена в центре площади, храм - в ее глубине. Выполненные из мрамора колоннады и портики, имевшие различные и подчас огромные размеры, являлись основным мотивом ансамбля.
Строившиеся в комплексе с форумами и на главных дорогах триумфальные арки - один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примерами являются арка Тита (70-е годы), арка Константина (IV в.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером.
Арка Константина , поставленная около Колизея, превосходит другие не только своими размерами (21,5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений. Некоторые детали (например, круглые и прямоугольные рельефы, фигуры и др.) взяты с архитектурных памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением. Пластическое богатство и крупные размеры сооружения призваны убедительно выразить идеи могущества императора, властвующего как в самом Риме, так и в обширных имперских колониях.
Арочные и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях - мостах и акведуках. Городские водопроводы - акведуки - занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Подававшаяся из холмистых окрестностей в городские резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями. Величественные аркады мостов и акведуков уже в республиканский период определили тип сооружений. Характерны для этих типов сооружений; акведук Марция в Риме , 144 г. до н.э. и др.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Некоторые из них поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества не только в техническом, но и в архитектурно-художественном отношении. К ним следует отнести мост Траяна в Алькантре в Испании (98-106 гг. н.э.) и акведук в г. Ниме во Франции (II в. н.э.), пересекающий р. Гард, и др.
Протяженность Гардского моста-акведука 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину - 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм.
С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине , состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение - тронный зал - поражало своими размерами. Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43-44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н.э. (вилла Адриана в Тибуре , первая пол. II века и др.).
Наиболее грандиозные общественные здания Рима, осуществленные в императорский период, связаны с развитием арочно-сводчатых бетонных конструкций.
Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме , II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.).
Колизей (Коллосей) (75-80 гг. н. э.)- крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156х188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.
Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров; в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.
С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал - травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. «Каркасная» структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов.
Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца.
Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной. Вместе с тем фасады несколько сухи, пропорции тяжеловесны. Применение ордерной аркады внесло в композицию тектоническую двойственность: многоярусная, завершенная в себе ордерная система служит здесь исключительно декоративно-пластическим целям, создавая лишь иллюзорное впечатление ордерной каркасности здания, зрительно облегчающей его массив.
Римские термы - сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса.
Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий.
В Риме было построено 11 крупных императорских терм и около 800 небольших частных терм. Наиболее известны термы Каракаллы (206-216 гг.) и термы Диоклетиана (306 г.). Главное здание терм порою достигало огромных размеров (термы Каракаллы-216х120 м). Окруженное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (термы Каракаллы - 363х535 м).
Технической основой появления столь грандиозных сооружений явился накопленный опыт в создании смелых конструктивных форм - сводов и куполов из бетона. В термах эти формы пространственно взаимодействуют друг с другом, образуя сложную структуру. Уменьшив до минимума «инертную» массу конструкций, зодчие экономно и целесообразно распределяли усилия. Придавая конструкциям различную форму, они максимально использовали возможности взаимного погашения горизонтальных усилий самими сводами. Так, перекрытие центрального зала обычно представляло собой три смежных крестовых свода пролетом до 25 м, опиравшихся на поперечные устои, между которыми были перекинуты цилиндрические своды.
Большие и малые залы, соединяясь в анфилады, создавали сложный интерьер, поражавший блеском и роскошью отделки, обилием света и воздуха. Важное значение в интерьере придавалось декоративно трактованным ордерным элементам и членениям. С помощью ордера и пластической разработки поверхностей сводов создавался зрительный эффект легкости конструкции, подчеркивалась идея пространственности интерьера. (Термы Каракаллы в Риме, 206-216 гг. Реконструкция интерьера )
Один из центральных залов терм часто делался круглой формы с купольным покрытием. Его размеры достигали больших величин: диаметр кальдария терм Каракаллы - 34 м. Развитие купольных конструкций в термах способствовало возникновению композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей.
Пантеон в Риме (около 125 г.) - наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства.
Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель - пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м. Фундамент - бетонный с заполнителем из травертина. По мере возвышения стены травертин сменяется более легким туфом, а в верхней части - кирпичным щебнем. Заполнителем нижней зоны купола также служит кирпичный щебень. Таким образом, в конструкции Пантеона последовательно проведена система облегчения веса заполнителя бетона.
Система разгрузочных кирпичных арок в толще бетона равномерно распределяет усилия купола на устои и разгружает стену над нишами, уменьшая нагрузки на колонны. Многоярусная система арок с четко проведенной субординацией главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции, освободив ее от инертной массы. Она способствовала сохранению постройки несмотря на землетрясения.
Художественный строй здания определяется конструктивной формой: мощным купольным объемом снаружи, единым и целостным пространством внутри. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Перед величественным восьмиколонным портиком коринфского ордера (высота колонн 14 м) ранее существовал прямоугольный двор с торжественным входом и триумфальной аркой по типу форума. Развитое пространство под портиком с четырьмя рядами промежуточных колонн как бы подготавливает посетителя к восприятию огромного пространства интерьера.
Купол, в вершине которого оставлен круглый световой проем диаметром 9 м, доминирует в интерьере. Пять рядов убывающих кверху кессонов создают впечатление купольного «каркаса», зрительно облегчающего массив. В то же время они придают куполу пластичность и соразмерный с членениями интерьера масштаб. Ордер нижнего яруса, акцентирующий глубокие ниши, эффектно чередуется с облицованными мрамором массивными опорами.
Промежуточная между ордером и куполом полоса аттика мелким масштабом членении контрастно подчеркивает формы купола и основного ордера. Выразительная тектоника композиции сочетается с эффектом льющегося сверху рассеянного освещения и тонкими цветовыми нюансами, создаваемыми мрамором облицовки. Богатый празднично величественный интерьер составляет контраст с внешним видом Пантеона, где господствует простота монументального объема.
Важное место в строительстве занимали крытые залы - базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства - нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен.
Трехнефная базилика Константина (312 г.) - одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23,5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа. Распор крестовых сводов погашался этими же опорами, которые были частично выведены над боковыми нефами наружу. В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были устроены арочные проемы освещения. Как и в других крупнейших сооружениях Рима (термы, Пантеон и др.), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания.
В IV в. с принятием Римом христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий-базиликальные церкви. Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.