Диспетчер руления. Должностная инструкция диспетчера аэродромного диспетчерского пункта. Знания и навыки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Суточный рекорд взлетов и посадок в аэропорту Домодедово — 724 операции. Максимальная часовая интенсивность при работе с двух параллельных ВПП составляет 43 самолета. Все они контролируются авиадиспетчерами, работающими на Командно-Диспетчерском Пункте (КДП) или «вышке» (от английского слова “TOWER”) . Всего в московском аэропорту Домодедово работает 6 смен диспетчеров по 10 человек в каждой. Профессия авиадиспетчера занимает одно из первых мест по психоэмоциональной нагрузке на человеческий организм. Сегодня речь пойдет о людях, от чьих действий ежедневно зависит жизнь десятков тысяч пассажиров…

За все самолеты, находящиеся в небе над Москвой отвечает Московский Автоматизированный Диспетчерский Центр, находящийся рядом с аэропортом Внуково. Домодедовский центр по Обслуживанию Воздушного Движения является структурным подразделением филиала «Московский центр Автоматизированного Управления Воздушного Движением» (эту фразу специально записал дословно во время визита). Центр отвечает за обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в районе аэропорта Домодедово:

1.

В Домодедово 2 Взлетно-Посадочные Полосы (ВПП). За каждую из них отвечают свои диспетчеры. На вышке размещены рабочие места руководителя полетов, старшего диспетчера, диспетчеров Стартового Диспетчерского Пункта (СДП) и Вспомогательного Диспетчерского Пункта Подхода (ВДПП):

2.

В зону ответственности диспетчера старта (СДП) входит управление самолетами в воздушном пространстве, включающим в себя секторы набора высоты после взлета и заключительного этапа захода на посадку, а также взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки:

3.

Диспетчер СДП также управляет движением спецавтотранспорта, системой светосигнального оборудования на ВПП и рулежных дорожках, осуществляет все необходимые дополнительные операции:

4.

Я представлял себе диспетчера суровым мужиком, в больших наушниках, орущего что-то в микрофон и напряженно пялящегося в круглый кинескоп, по которому по кругу бегает зеленая полоска, как в старых советских фильмах. Оказалось все совсем не так. Наушниками не пользуются, кинескопы не круглые и не зеленые, да и диспетчерами работают не только мужики, но и очень обаятельные девушки:

5.

У диспетчера на экране монитора отмечены все самолеты, находящиеся недалеко от аэропорта. Он видит, набирают они высоту или снижаются, на какой высоте находятся и с какой скоростью летят:

6.

7.

8.

С вышки отлично видно всю территорию аэропорта. Здесь установлено современное оборудование, включающее в себя автоматизированную систему отображения информации. Система обзора летного поля обеспечивает контроль за движением любых средств по аэродрому.

Если у диспетчера что-либо вызывает подозрение, то он может воспользоваться биноклем:

9.

Если полоса занята, то диспетчер СДП включает специальное табло занятости ВПП со звуковым сигналом:

10.

Кроме этого, на вышке находятся диспетчер АТИС (служба автоматической передачи информации в районе аэродрома) -слева на фотографии, руководитель полетов (начальник смены), старший диспетчер и диспетчеры подмены (справа на фотографии):

11.

Каждому диспетчеру полагается 20-минутный отдых каждые 2 часа. В это время его заменяет диспетчер подмены:

12.

За действиями диспетчеров следит старший диспетчер. Он постоянно переходит от одного диспетчера к другому и контролирует их действия (на фотографии стоит слева):

13.

Также на вышке присутствует руководитель полетов (слева на фотографии). Он отвечает за организацию работы персонала смены:

14.

Минимальное время между посадками самолетов 2 минуты, а между взлетами от 1 до 3 минут в зависимости от классификации ВС. Атмосфера на вышке спокойная и тихая. Когда диспетчер ведет радиообмен с экипажами ВС, то все замолкают, либо говорят в полголоса:

15.

16.

17.

Чтобы попасть на вышку, диспетчер должен пройти через дверь с иллюминатором:

18.

Здесь нужно приложить к замку специальную карточку и подтвердить отпечатки пальцев:

19.

На вышку диспетчер попадает по винтовой лестнице:

20.

Вышка примечательна и своим балконом. Отсюда открывается отличный вид на аэропорт:

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Глобус Домодедово:

30.

Ну и вид на дорогу, ведущую к Домодедово:

31.

Профессии обучают только в семи образовательных учреждениях.

20 октября 1961 года в Амстердаме (Нидерланды) была основана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Дата считается днем учреждения Международного дня авиадиспетчера - профессионального праздника, который отмечается в годовщину создания организации.

Россияне все чаще предпочитают самолеты другим видам транспорта: он по праву считается самым быстрым и удобным способом передвижения. Однако большинству немногое известно о людях, которые обеспечивают безопасность полетов, дают старт взлету, разрешают посадку и координируют движение воздушных судов в воздухе. Кто такие авиадиспетчеры, какие существуют специальности в этой профессии и как стать авиадиспетчером «360» рассказал заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Сергей Погребнов.

- Кто такой авиадиспетчер?

Авиадиспетчер - дирижер, управляющий небесным оркестром ревущих авиационных турбин. Авиадиспетчер - художник, рисующий свои картины на голубом полотне неба конденсационными следами самолетов. Авиадиспетчер - лоцман, указывающий воздушным судам безопасный путь в гавань. Но если придерживаться буквы воздушного закона - это специалист, осуществляющий управление воздушным движением с земли. Его главная функция - обеспечение безопасного, упорядоченного и регулярного движения воздушных судов в пределах установленной для него зоны ответственности.

Авиадиспетчер информирует экипажи воздушных судов (ВС) об обстановке по маршруту полета и на аэродромах, предоставляет метеорологическую информацию, поддерживает радиосвязь с пилотами в соответствии с правилами и фразеологией радиообмена. Например, связь с воздушными судами иностранных авиакомпаний ведется исключительно на английском языке. Также авиадиспетчер вводит в автоматизированные системы управления воздушным движением необходимые данные для оценки воздушной обстановки. Его девиз - «Вижу, слышу, управляю».

Именно авиадиспетчер принимает меры для поддержания безопасности при возникновении сложной ситуации в воздухе и особых случаях полета путем обеспечения безопасных интервалов продольного, вертикального и бокового эшелонирования. Другие функции авиадиспетчера - спрямление маршрута, управление движением ВС с малым остатком топлива, создание безопасных интервалов между ВС. Он также осуществляет контроль над работой средств радиотехнического оборудования и связи, направляет при необходимости воздушные суда на запасные аэродромы, оказывает помощь экипажам при попадании воздушных судов в опасные для полетов метеоусловия - грозовые фронты, циклоны. Кроме того, авиадиспетчеры координируют организацию поисково-спасательных работ, в которых задействована авиация. Как гласит известная поговорка, «Бог создал авиадиспетчеров для того, что бы у пилотов тоже были свои герои».

Большинство российских авиадиспетчеров являются сотрудниками национального провайдера аэронавигационного обслуживания - ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Однако у некоторых аэропортов и аэродромов имеются собственные аэронавигационные службы, работающие в рамках существующей в нашей стране Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), но не входящие в структуру госкорпорации. Координирует и планирует работу всех авиадиспетчеров подразделение генеральной дирекции Госкорпорации по ОрВД - Главный центр ЕС ОрВД. Структуру же Предприятия составляют семнадцать филиалов, расположенных по всей стране. Между шестнадцатью из них на данный момент распределено воздушное пространство России (за исключением зон вышеупомянутых аэропортов/аэродромов, имеющих свои аэронавигационные службы).

За предоставление аэронавигационных услуг предприятием с пользователей воздушного пространства взимается сбор. Именно поэтому авиадиспетчеров иногда называют «торговцами воздухом».

- Какие бывают авиадиспетчеры?

В профессии авиадиспетчера есть несколько специальностей. Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полетов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов. Диспетчер пункта обслуживания вылета Delivery выдает разрешение на полет по заявленному в представленном плане маршруту, отталкиваясь от информации, заблаговременно подготовленной диспетчером аэродромного диспетчерского пункта.

Диспетчер руления управляет движением воздушных судов и аэродромных служб по территории аэродрома. Именно он разрешает запуск двигателей самолета, руководит движением по рулежным дорожкам и дает команду выруливать на предварительный старт перед взлетно-посадочной полосой (ВПП). Диспетчеры старта и посадки руководят на ВПП взлетающими и приземляющимися воздушными судами, дают команду занять исполнительный старт и начать взлет, разрешают посадку.

Диспетчер круга выдает разрешения на выполнение захода на посадку прилетающим ВС и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим. Диспетчер подхода определяет очередность захода на посадку, занимается построением необходимых интервалов эшелонирования при посадке и взлете. Вышеперечисленные диспетчеры, как правило, работают непосредственно в аэропорту на КДП.

Диспетчер районного центра контролирует движение ВС в пределах установленных для него границ в горизонтальной плоскости как по воздушным трассам, проходящим через его зону ответственности, так и вне этих трасс. Его рабочее место - в центре управления полетами (ЦУП).

Также есть еще и диспетчеры пункта местных воздушных линий, местного диспетчерского пункта, диспетчеры-информаторы. Они руководят полетами и предоставляют ВС полетную информацию вдали от крупных авиаузлов и трасс с интенсивным движением.

- Какая организационная вертикаль у авиадиспетчеров?

Стажер; диспетчер первого, второго, третьего классов; старший диспетчер, диспетчер-инструктор; руководитель полетов; руководитель предприятия, его подразделения, аэронавигационной службы аэропорта/аэродрома.

- По каким критериям идет отбор диспетчеров?

Во-первых, к авиадиспетчеру предъявляются очень жесткие требования по состоянию здоровья. Оно не должно быть хуже, чем у пилота гражданской авиации. Во-вторых, диспетчер должен быть ответственным, стрессоустойчивым, сдержанным, развитым физически. Он должен уметь концентрироваться на работе, у него должна быть хорошая реакция, отменная память. В-третьих, диспетчер должен обладать математическим складом ума, уметь быстро и хорошо считать, держать в памяти много чисел и прочей информации. Образно выражаясь, работа авиадиспетчера похожа на игру в шахматы в условиях постоянного прессинга и периодического цейтнота. Работа эта очень сложная и крайне ответственная. Однако зачастую и оплачивается она очень хорошо.

Авиадиспетчеров готовят в трех высших и четырех средних образовательных учреждениях, подведомственных Росавиации. Это Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации (ГА) и Ульяновское высшее авиационное училище (Институт), а также Авиационно-транспортный колледж Санкт-Петербургского университета, Красноярский филиал Санкт-Петербургского университета, Рыльский авиационный технический колледж (филиал Московского университета ГА) и Омский летно-технический колледж (филиал Ульяновского училища). Кроме того, подготовкой и повышением квалификации диспетчеров занимается некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт аэронавигации», являющееся «дочерней» структурой ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Обучение профессии занимает в средних специальных учебных заведениях три-четыре года. В вузах - пять лет. После обучения и стажировки диспетчер получает свидетельство, которое требуется подтверждать раз в два или три года (в зависимости от класса). Повышение квалификации - раз в три года.

Авиадиспетчер должен знать: Воздушный кодекс Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам развития воздушного транспорта; нормативные и методические документы, регламентирующие организацию использования воздушного пространства, обеспечение безопасности полетов; правила обслуживания воздушного движения; федеральные правила использования воздушного пространства; наставления по производству полетов; технологии работы диспетчеров, правила и фразеологию радиообмена; авиационную метеорологию; аэродинамику и летно-технические характеристики воздушных судов; аэронавигационное и штурманское, радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов; виды авиационной электросвязи; профессионально ориентированный английский язык; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Авиадиспетчер – работник авиационных служб, контролирующий и обслуживающий движение воздушных судов всех категорий. От того, как авиадиспетчер выполнит свою работу, зависит безопасность военных и гражданских полетов.

В руках специалистов авиаслужб самое ценное — жизнь и здоровье миллионов людей – пассажиров и работников воздушного флота.

Каковы профессиональные обязанности авиадиспетчера? В чем заключаются преимущества и риски этой специальности? Насколько высока заработная плата авиадиспетчера? Где за свой нелегкий труд люди этой профессии получают больше? На какие льготы и дополнительные выплаты могут они рассчитывать, уходя на заслуженный отдых?

Профессиональные обязанности

Для того чтобы летчики безопасно взлетели и посадили самолет в точке прилета диспетчер авиации обязан действовать четко и правильно. А для этого он должен хорошо знать:

  • воздушную навигацию;
  • как влияют явления в атмосфере Земли на авиацию, т.е. авиационную метеорологию;
  • инструкции и правила о распределении воздушных судов относительно друг друга, во избежание их столкновения.

Диспетчер воздушного транспортного сообщения способен управлять всеми этапами движения самолета: взлетом, посадкой, рулением, движением самолета на разных высотах.

Контроль и руководство за воздушным транспортом осуществляется методом слеживания за обстановкой в воздушном пространстве при помощи специального монитора, точнее четырех мониторов и обзорного окна, для наблюдения реальной ситуации в воздухе и на аэродроме.

От внимания и скорости реакции на ситуации авиадиспетчера зависят человеческие жизни, поэтому права на ошибку у людей этой профессии просто нет. Вся их деятельность направлена на то, чтобы таких ошибок в управлении полетами не возникало.

От чего зависит зарплата диспетчера воздушного транспорта

Качественно выполнять работу авиадиспетчера могут специалисты, которые обладают высокой физической и эмоциональной выносливостью. Для того чтобы получить допуск к работе, у работника должно быть диплом о высшем профильном образовании. На работу его не примут без заключения врачебно-экспертной комиссии о профпригодности.

Кроме этого, авиадиспетчеру нужно хорошо знать английский язык согласно международным нормам. Повышение уровня владения английским языком может привести увеличение зарплаты до 50%.

Дополнительные бонусы

Условия работы авиадиспетчера сложные. Диспетчерская служба работает круглосуточно без перерывов и выходных. Поэтому работаю специалисты по управлению воздушным транспортом сменами.

Типичный график — смена с 14.00 до 22.00, отдых в профилактории, следующая смена 8.00 до 14.30. Разбор полетов и изучение полетной документации с 14.30 до 16.30. Ночное дежурство с 21.30 до 8.30. Каждые два часа работы чередуются 20-ти минутным перерывом, если же работа высокой интенсивности 10-ти минутные перерывы делаются через каждый час. Между сменами трое суток выходных. В неделю рабочее время авиадиспетчера не более 36 часов.

Работникам, обеспечивающим безопасность полетов, авиакомпании предоставляют дополнительные льготные программы и бонусы, например:

  • молодые специалисты могут рассчитывать на денежную компенсацию первоначального взноса для покупки квартиры, размеры компенсаций в некоторых авиакомпаниях могут достигать 1,9 млн. руб.;
  • единовременная материальная помощь положена молодым специалистам, приступившим к работе в авиакомпании;
  • специалисты, не имеющие своего жилья, имеют право на 50% компенсацию на аренду жилья;
  • после пяти лет работы, предоставляется право раз в год полететь в любую точку мира бесплатно;
  • билеты для супругов и детей, путешествующих вместе с родителями-авиодиспетчерами, обойдутся им в половину стоимости;
  • есть возможность бесплатного посещения спортивных и тренажерных залов, бассейнов;
  • ежегодно предоставляются бесплатные путевки в санатории и профилактории;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск 67 дней.

Сколько зарабатывает авиадиспетчер в России

Зарплата диспетчеры воздушного транспорта колеблется от 90 до 270 тыс. рублей в месяц . Анализ вакансий специалистов этого профиля показал, что фирмы, организующие воздушное сообщение, готовы платить в месяц от 75 до 250 тыс. рублей.

Средняя зарплата – 110 тыс. руб. Это значительно выше, чем зарплата специалистов других профессий. Причем запланировано увеличение величины оплаты труда авиадиспетчеров в 2017 году на 25-30%.

В Москве

Авиадиспетчеры Москвы зарабатывают 60 – 250 тыс. рублей в месяц , что в среднем составляет 90 тыс. руб. и существенно превышает среднюю зарплату по России и по большинству других регионов страны.

В Санкт-Петербурге

Величина оплаты труда авиадиспетчеров в северной столице относительно невелика. В среднем в месяц они зарабатываю 35 тыс. руб. , максимальная зарплата – 65 тыс. руб.

В других регионах России

Уровень зарплат воздушных диспетчеров в регионах России выглядит следующим образом.

  • В Саратове и Воронеже среднемесячная зарплата составляет 22-60 тыс. руб.,
  • в Новосибирске – 24-49 тыс. руб.,
  • в Магадане и Владивостоке – 60 тыс. руб.,
  • в Самаре – 21-53 тыс. руб.

То есть, существенной разницы по разным регионам России, в оплате труда авиадиспетчеров нет.

Зарплата авиадиспетчера за рубежом

Доходы диспетчеров авиации в Европе существенно выше, чем у российских коллег.

  • Самые высокие доходы в Германии и Великобритании – 7 тыс. евро (420 тыс. руб.).
  • Авиадиспетчеры Франции зарабатывают в месяц – 6,5 тыс. евро (390 тыс. руб.).
  • А вот заработки в Латвии и Польше скромнее российских, всего 100 – 75 тыс. руб. соответственно .
  • Рекордсменами по доходам можно назвать авиадиспетчеров США, их ежемесячный доход – 8 тыс. долларов (480 тыс. руб.).

Выход на пенсию

Один из важнейших плюсов профессии – это право на досрочную пенсию. Авиадиспетчеры мужчины могут претендовать на пенсию с 50 лет, а женщины с 45 лет, при условии работы в службе управления полетами воздушного транспорта не менее 12,5 лет.

Пенсии воздушных диспетчеров невысоки, так в среднем по стране размер месячного пенсионного обеспечения около 20 тыс. руб. Авиадиспетчера заработавшие пенсию на Севере могут рассчитывать на 25 тыс. в месяц.

При списании сотрудника воздушной диспетчерской службы по состоянию здоровья до наступления пенсионного возраста положена компенсация в размере 6 среднемесячных оплат труда.

По сравнению с работниками других специальностей, специалисты-аэронавигаторы получают достойную зарплату за свой тяжелый труд. Специалисты этого направления востребованы на современном рынке труда. Авиадиспетчеров готовят гражданские вузы — институты гражданской авиации в Москве и Ульяновске и высшие военные училища в Краснодаре и Ейске.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, права диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, ответственность диспетчера аэродромного диспетчерского пункта.

Должностная инструкция диспетчера аэродромного диспетчерского пункта относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта ".

В должностной инструкции диспетчера аэродромного диспетчерского пункта должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности диспетчера аэродромного диспетчерского пункта

1) Должностные обязанности. Составляет суточный план воздушного движения на основании заявок на полеты, планов прилетов и вылетов воздушных судов, поступающих из других аэропортов, с учетом сведений о состоянии аэродрома и его готовности к приему и обслуживанию воздушных судов, запретов и ограничений на полеты. Анализирует метеоусловия в районе расположения аэродрома вылета, прогноз погоды по маршруту полета воздушного судна, на аэродроме назначения и запасных аэродромах. Согласовывает с диспетчерами военных и гражданских секторов центров организации воздушного движения и командиром воздушного судна условия полета при его выполнении вне воздушной трассы и вне международных воздушных трасс, при выполнении авиационных работ, а также задержанных рейсов и рейсов вне расписания. Взаимодействует с представителем авиакомпании и производственно-диспетчерской службой авиационного предприятия при внесении изменений в план движений. Контролирует ход подготовки экипажа и воздушных судов к вылету, обеспечение выполнения рейса после согласования с командиром воздушного судна или с представителем авиакомпании времени его переноса. Вносит изменения условий полета в формы используемой документации, передает выписки из плана воздушного движения диспетчерским пунктам и службам аэропорта согласно табелю внутриаэропортовой информации и табелю сообщений о движении воздушных судов. Осуществляет прием и выпуск воздушных судов и контролирует ход выполнения суточного плана воздушного движения.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта должен знать

2) Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: Воздушный кодекс Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся организации воздушного движения; федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации; федеральные авиационные правила; летно-технические характеристики типов воздушных судов; авиационную метеорологию; профессионально ориентированный английский язык; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации диспетчера аэродромного диспетчерского пункта

3) Требования к квалификации. Среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, наличие свидетельства, подтверждающего знание профессионально ориентированного английского языка (для диспетчера аэродромного диспетчерского пункта международного аэропорта).

Должностная инструкция диспетчера аэродромного диспетчерского пункта - образец 2019 года. Должностные обязанности диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, права диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, ответственность диспетчера аэродромного диспетчерского пункта.

Если у Вас есть желание узнать больше о работе авиадиспетчера и получить первоначальное представление об этой увлекательной профессии...

Всем известно, что преодоление расстояния из пункта «А» в пункт «Б» по земле занимает значительно больше времени, нежели преодоление этого же расстояния по воздуху, потому как скорость у наземного транспорта меньше.

С точки зрения пассажира, поднявшегося по трапу в самолет (на профессиональном сленге авиаторов: воздушное судно – ВС или борт), после взлета из аэропорта «А» его лайнер сразу возьмет курс на пункт назначения «Б», и совершит свой полет по кратчайшему пути. На самом же деле воздушная трасса далека от геометрической прямой, а время полета увеличится сначала за счет выполнения схемы выхода из района аэродрома, затем пассажир обнаружит, что каждые несколько минут солнце в иллюминатор заглядывает с разных сторон, так как самолет летит по участкам маршрута протяженностью в десятки километров, каждый раз меняя курс в поворотном пункте, так как в воздушном пространстве имеются зоны, через которые пролет ВС не разрешен и, соответственно, воздушная трасса проходит в обход этих зон. Но самую значительную прибавку ко времени полета может дать заключительный этап – подход к аэродрому назначения и заход на посадку. И чем крупнее аэропорт, а, значит, и больше рейсов в его расписании, тем заметнее может оказаться эта прибавка во времени.

Аэропортов, прилетев в которые, можно сказать «Прилетел в Москву», вокруг столицы - четыре. Их роль и участие в общем объеме пассажирских перевозок постоянно меняется с изменением состава и направления перемещения пассажиров (в последние годы стремительно вырос поток международных перевозок), степени оснащения аэродромов и аэровокзальных комплексов, техники, на которой мы летаем, а также принципов организации воздушного движения.

Перераспределение рейсов между московскими аэропортами естественным образом сказывается на обстановке в воздухе. Если два десятилетия назад в основном распределение рейсов между аэропортами осуществлялось с учетом географического принципа (Шереметьево – северное, и северо-западное направления, а также все международные полеты; Внуково – юг и юго-восток, Домодедово – восток, то ныне, в условиях рыночной экономики и конкуренции между аэропортами, географический принцип распределения потоков ВС не является основополагающим, а явно выбивающиеся из более скоростного потока небесные тихоходы создают проблемы при формировании потока заходящих на посадку более скоростных самолетов.

Пять коридоров вокруг Москвы, начинающихся вблизи аэродромов, дают выход на множество воздушных трасс во всех направлениях. По пяти входным коридорам самолеты, направляющиеся в Москву, подходят к аэродрому назначения.

Сами же аэропорты Внуково, Шереметьево и Домодедово находятся в так называемом кольцевом коридоре, охватывающем воздушное пространство непосредственно вокруг Москвы. Помимо этого проложены маршруты и спрямленные воздушные трассы, используемые по особым правилам.

Представим себе, что мы вылетаем из Москвы (Шереметьево), и всего лишь через час нам предстоит совершить посадку в Санкт-Петербурге (Пулково).

Попробуем разобрать этапы этого полета на примере работы авиадиспетчеров Московского центра АУВД.
Сначала, еще на земле экипаж ВС должен получить разрешение на этот полет от диспетчера аэродромного диспетчерского пункта (АДП).

Затем, за несколько минут до назначенного времени вылета, экипаж запрашивает у диспетчера Руления разрешение на запуск двигателей, и только после получения этого разрешения от диспетчера экипаж ВС приступает к непосредственной подготовке к взлету. Именно на этом этапе и начинается непосредственное управление воздушным движением (УВД).

Диспетчер Руления после запроса экипажа о разрешении занять предварительный старт, оценивает обстановку на аэродроме, выдает экипажу условия и маршрут руления до взлетно-посадочной полосы (ВПП) и разрешает выруливать на предварительный старт, находящийся перед ВПП.

После доклада экипажа о занятии ВС предварительного старта, диспетчер Руления передает управление воздушным судном диспетчеру Старта, находящемуся на Командно-диспетчерском пункте (КДП), который находится в самом высоком здании на аэродроме, по-другому называемом «Вышка».

Диспетчер Старта, взаимодействующий с диспетчером Посадки (он разрешают взлетающим и заходящим на посадку самолетам занимать одну и ту же взлетную полосу – самое «узкое» место, определяющее пропускную способность аэродрома), разрешает ВС занимать исполнительный старт, т.е. выруливать на ВПП. Затем диспетчер Старта передает экипажу условия для взлета и после доклада экипажа о готовности к взлету разрешает взлет.
Это – описание одного из самых простых из возможных вариантов; на самом деле на связи у авиадиспетчера московского аэропорта, как правило, постоянно находятся более десятка экипажей ВС, связь с которыми осуществляется как на русском, так и английском языках. При этом другим возможным вариантом, например, для аэропортов Шереметьево и Домодедово является одновременная работа с двух ВПП, что позволяет в числе прочего существенно повысить пропускную способность аэродрома и, соответственно, Вам как пассажиру меньше времени провести в самолете на земле до момента взлета.

Самолет взлетел. И здесь начинается работа диспетчера МАДЦ. Точнее говоря, работа диспетчеров Круга и Подхода. Немного раньше, начинается работа старшего диспетчера МАДЦ. Старший диспетчер МАДЦ получает информацию о планируемом вылете ВС и, исходя из складывающейся воздушной обстановки, имеет право запретить (отложить) взлет до определенного времени в целях обеспечения безопасности полетов.

После взлета экипаж выполняет установленную процедуру выхода сначала в коридор выхода, а затем и на воздушную трассу.

Диспетчер Круга контролирует этот полет или задает отличные от описанных на схемах условия (иной курс, другие высоты и т.д.), если этого требует воздушная обстановка для обеспечения безопасности полетов.

Для любого московского аэродрома более характерна ситуация, когда в районе аэродрома одновременно оказываются несколько взлетевших и заходящих на посадку самолетов, что требует от диспетчера повышенного внимания и активных действий для обеспечения безопасных интервалов между воздушными судами.

Эстафету принимает диспетчер нижнего Подхода, выполняющий практически ту же задачу, поскольку полет все еще протекает в районе аэродрома. Следующим наш самолет принимает на управление диспетчер верхнего Подхода, который в МЦ АУВД управляет до высоты 12100 метров, а порой и выше (не часто, но забираются и туда). Диспетчер верхнего Подхода управляет полетом нашего ВС до выхода из Московского узлового диспетчерского района (МУДР) – это около 150 километров от аэропорта вылета, в нашем случае - Шереметьево, и самолет за эти десять-пятнадцать минут может успеть занять эшелон (так в авиации называют высоту, выдерживаемую по стандартному атмосферному давлению - 760 мм. ртутного столба или 1013 ГПа), на котором и пройдет полет до начала снижения перед посадкой в Пулково.

После пролета самолетом границы МУДР его на управление принимает диспетчер районного диспетчерского центра, который обеспечивает полет по воздушной трассе до зоны Санкт-Петербургского районного диспетчерского центра. В чем заключается это обеспечение? Во-первых, самолету необходимо занять наиболее выгодный для него эшелон полета, установить скорость и маршрут.

А так как мы взяли для примера полет всего лишь одного самолета из Москвы в Санкт-Петербург, а на самом деле этих полетов выполняется множество и не только по этому маршруту, то задача диспетчера районного диспетчерского центра усложняется многократно: самолетов много и каждому необходимо обеспечить и безопасность, и оптимальные условия полета.

Это был пример простейшего варианта выхода из МУДР (аэродром вылета – коридор – трасса), затрагивающий лишь три сектора МАДЦ и один сектор РДЦ. Однако зачастую рейс, следующий, скажем, из Домодедово в Магадан, проходит по трем участкам кольцевого коридора, прежде чем попасть в выходной коридор севернее Москвы. В этом случае его полетом управляют в пределах МВЗ диспетчер Круга аэродрома вылета, четыре диспетчера Подхода и два диспетчера РДЦ. Таких полетов с пересечением нескольких участков кольцевого коридора в МВЗ сейчас значительно больше, т.к. географический принцип распределения рейсов по аэродромам сейчас практически не используется. Естественно, необходимо учитывать и пересечения маршрутов, что требует от диспетчеров Подхода значительно большего внимания и действий по предотвращению и разрешению возможных конфликтных ситуаций.

В зоне ответственности МАДЦ пересекаются траектории снижающихся и набирающих высоту самолетов. Таких пересечений много в местах, которые являются рубежами передачи управления от одного диспетчера к другому, что в свою очередь требует не только действий диспетчеров радиолокационного управления, но и дополнительных согласований, проводимых, как правило, диспетчерами процедурного контроля.

Поток самолетов для диспетчеров верхнего Подхода дополняется значительным числом транзитных рейсов, выполняемых из Европы на восток России и в страны Азиатского и Тихоокеанского регионов, а также с севера России на юг (и также в обратную сторону на запад и север).

Спрямленные маршруты позволяют разгрузить входные и выходные коридоры и разрядить воздушную обстановку. Кроме того, спрямление маршрутов позволяет сделать полет короче, уменьшив количество неприятных ощущений у пассажиров, для которых каждое изменение режима полета (переход в горизонтальный полет, начало очередного участка набора высоты или снижения) вжимает их в кресло или, наоборот, заставляет в некоторой степени почувствовать себя парящими над креслом.
Летим в Москву.

Если Вы летите в Москву с южного курорта, вам предстоит полет под управлением диспетчеров РДЦ МЦ АУВД с расстояния в 800 км от Москвы, и с расстояния более, чем 500 км - если вы находитесь на борту самолета, который направляется в Москву из Лондона.

Подготовку к снижению с эшелона, на котором самолет пролетел большую часть маршрута, экипаж начинает, находясь под управлением диспетчера Районного диспетчерского центра (РДЦ) МЦ АУВД, когда впереди еще около 200 км пути, чего вполне достаточно, чтобы успеть выполнить все необходимые процедуры.

Диспетчер верхнего Подхода учитывает, куда направляется рейс, так как через один и тот же коридор к нему входят самолеты, следующие на все четыре московских аэродрома, и уже здесь начинается формирование потока воздушных судов (ВС) для захода на посадку.

В течение суток явно выделяются несколько периодов, когда интенсивность воздушного движения наиболее высока и диспетчер ведет радиообмен с экипажами, практически не умолкая. Ведь ему необходимо обеспечить безопасные интервалы между самолетами, учитывая различия их летно-технических данных, дать всю необходимую информацию экипажам о воздушной, а если требуется и о метеорологической обстановке по маршруту полета. При этом порой вводятся различные ограничения в использовании воздушного пространства, что также накладывает свой отпечаток на работу диспетчера, усложняя процесс принятия решений.

Задача диспетчера нижнего Подхода состоит в совместном с диспетчером Круга определении той очередности, в которой самолеты будут заходить на посадку на аэродроме, расположенном в географических границах его зоны ответственности.

При этом в условиях интенсивного движения активно применяются такие методы управления потоком ВС, как векторение, когда диспетчер задает курсы следования для сокращения или увеличения пути, и задание скоростей в допустимом диапазоне для обеспечения безопасных интервалов между заходящими на посадку самолетами.

Если же самолет следует на другой московский аэродром, диспетчер нижнего Подхода управляет его полетом до границ своей зоны ответственности, зачастую также предпринимая необходимые действия для определения очередности ВС для захода на посадку на соседнем аэродроме. Количество согласований с коллегами при этом, конечно, увеличивается, так как необходима слаженная работа сразу нескольких диспетчеров Подхода с диспетчером Круга. Ведь происходит формирование одного потока из самолетов, подходящих к аэродрому с двух, трех, а то и с четырех направлений.

Если самолетов слишком много, приходится помимо перечисленных методов использовать удлиненные схемы захода на посадку или зоны ожидания, то есть специально выделенное воздушное пространство вблизи аэродромов или на расстоянии от 100 до 180 км.

Вот именно в этом случае и накапливается то добавочное время, о котором говорилось ранее. При часовом полете от Санкт-Петербурга до Москвы еще больше получаса пассажиры рейса могут кружить над Подмосковьем, а взлетно-посадочной полосы в это время один за другим с минимально безопасными интервалами касаются другие лайнеры. В такой ситуации иногда приходится слышать и заявление командира экипажа о малом остатке топлива, и тогда необходимо обеспечить рейсу возможность внеочередного захода на посадку.

Увидеть самолеты в зонах ожидания можно и в других случаях, например, при ухудшении погоды на аэродроме назначения. Сейчас все реже случается так, что низкая облачность или плохая видимость заставляют ожидать улучшения погоды, так как оборудование аэродромов и самолетов позволяет садиться в достаточно неблагоприятных условиях. Однако осадки, ухудшающие состояние ВПП, да еще в сочетании с сильным ветром, или гроза в районе аэродрома могут сделать невозможной посадку самолета даже с самым совершенным навигационным оборудованием и прекрасно обученным экипажем. Те же грозы и то, что в просторечии именуется тучами, а в метеорологии – кучево-дождевыми и мощно-кучевыми облаками, представляют достаточно серьезную опасность для самолетов. И если экипаж современного самолета, оборудованного бортовым радиолокатором, может, как правило, обойти опасные для полета зоны, то иногда все же случаются ситуации, когда так называемые фронтальные грозы протяженностью в сотни километров и высотой до тропопаузы делают невозможными любые полеты.

После такого совсем не лирического отступления вернемся все же к нашему рейсу, которому до посадки в Москве осталось всего лишь несколько минут.

От диспетчера нижнего Подхода ВС переходит на связь к диспетчеру Круга, выполняет все установленные процедуры по подготовке к посадке (установка давления аэродрома на высотомерах, изменение конфигурации крыла, перекладка стабилизатора, выпуск шасси…) и, выйдя на предпосадочную прямую за 10 – 20 км до ВПП, приступает к снижению по глиссаде, которое завершится касанием полосы и оживлением в салоне. Вы прилетели! А диспетчеры МАДЦ МЦ АУВД завершили управление Вашим рейсом в тот момент, когда самолет вышел на предпосадочную прямую и перешел на связь к диспетчеру Посадки МЦ АУВД, находящемуся на аэродроме и контролирующему завершающую фазу полета.

Проследив процедуру управления вылетом и прилетом одиночного самолета, необходимо учесть то, что ситуация, когда под управлением диспетчера находится один-единственный самолет, совершенно нетипична для трех столичных аэропортов, двенадцати из тринадцати секторов МАДЦ и девятнадцати секторов Районного диспетчерского центра МЦ АВУД. Бывает конечно и такое, но очень и очень редко, например, как это случилось в ноябре, 1988 года, когда Москву на четыре дня накрыл плотнейший туман. Однако, для МВЗ Московской зоны (МЗ ЕС ОрВД) более характерна ситуация, когда на связи у диспетчера находятся несколько экипажей одновременно, и тогда голоса в эфире не затихают порой ни на мгновение, а зачастую и перебивают друг друга. В этой и без того сложной ситуации начинаются повторные запросы, уточнения, повторения, поскольку одно из основных правил радиообмена гласит: «Не уверен – не выполняй, сначала убедись в правильности и однозначности принятого сообщения».

В небе тоже имеются свои «воздушные пробки» в часы «Пик», когда в зонах ожидания на разных высотах выстраиваются до десятка и более самолетов (на диспетчерском сленге - «этажерки») которые вынуждены кружить в ожидании своей очереди на посадку.

Такие «воздушные пробки» случаются в разных местах Московской зоны и в разное время суток. Рекорд часовой нагрузки диспетчеров МАДЦ - управление 75 воздушными судами.

Говоря о нагрузке диспетчера, необходимо отметить и такую характеристику интенсивности воздушного движения, как количество одновременно находящихся на связи ВС. И вот здесь-то равных диспетчерам МАДЦ МЦ АУВД – нет по всей России; одновременно на управлении диспетчеров одного сектора могут находиться более 20 воздушных судов, половина из которых иностранные.

Рассказать друзьям