Угольный терминал. Угольный терминал в усть-луге. Находкинский морской торговый порт

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вы можете заказать данный отчёт в режиме on-line прямо сейчас, заполнив небольшую форму. Заказ отчёта не обязывает к его покупке. После получения заказа на отчёт с Вами свяжется наш менеджер.

Если данный отчёт Вам не подходит, Вы можете:

  • с уточнением структуры отчёта
  • по Вашей теме
  • по Вашей теме

Отчёт «Обзор угольных терминалов в морских портах России» является обобщением предыдущих отчётов «Бизнес Порт», посвящённых развитию морских портов России в разрезе угольных терминалов.
В настоящем отчёте содержится подробная информация об угольных терминалах России: характеристика компаний порта, грузооборот, направления экспорта груза, планы по развитию терминалов, характеристики компаний, занимающихся перевозкой угля.
Отчёт также включает раздел, посвящённый развитию угольной промышленности в целом: запасы; производство; потребление; экспорт/импорт, что необходимо для определения перспективности развития морских перевозок угля в будущем.
Круг заинтересованных лиц. Представленная в отчёте информация может представлять интерес для следующих групп пользователей:
. Российских и зарубежных грузоперевозчиков;
. Стивидорных компаний;
. Потенциальных инвесторов в данный сектор рынка;
. Других участников рынка.
Объектом исследования является рынок угольных терминалов России.
Регион исследования - Россия.
Цель исследования: анализ состояния и перспектив развития угольных терминалов России.
Методика Исследования. Для решения поставленных задач был проведен мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий; статистических сборников, Интернет и других источников.
Объем и структура отчета. Отчёт состоит из 4 разделов общим объемом 64 страницы; иллюстрирован 18 диаграммами, 38 таблицами.
Выдержки из текста:
«Российский уголь в наибольшей степени экспортируется в Великобританию, Турцию, …. Исходя из этого, можно определить расположение основных угольных терминалов для перевалки угля в России: ...».
«К 2015 г. средний темп роста объёма морских перевозок энергетического угля составит …%, коксующегося - …%. В основном уголь потребляется в стране производства. В глобальном масштабе идет на экспорт только около 16% добываемого угля».
«В 2010 г. на перевозки угля морским путем приходится …% объема перевозок навалочных грузов, выраженного в тоннах, в том числе …% - на энергетический уголь, 7,5% - на коксующийся уголь. В будущем доля угля в перевозках навалочных грузов будет только расти и к 2015 г. составит уже …%, причем доля перевозок энергетического угля возрастет до …%, а доля перевозок коксующегося угля снизится до 6,7%».

СОДЕРЖАНИЕ 2
СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ 3
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1. ОБЗОР РЫНКА УГЛЯ 7
1.1. Описание груза 7
1.2. Мировые запасы угля 8
1.3. Производство угля 9
1.4. Потребление угля в мире 11
1.5. Экспорт и импорт угля 12
1.6. Основные производители угля в России 18
1.7. Проблемы угольного рынка России 19
2. РЫНОК МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК УГЛЯ 21
2.1. Угольные терминалы Балтийского бассейна 23
2.2. Угольные терминалы Арктического бассейна 31
2.3. Угольные терминалы Черноморского бассейна 37
2.4. Угольные терминалы Дальневосточного бассейна 47
3. КОМПАНИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПЕРЕВОЗКИ УГЛЯ В ПОРТАХ 58
4. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 61
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 62
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «БИЗНЕС ПОРТ» 64

Таблицы:
Таблица 1. Доказанные запасы угля, млн. т, 2009 г. 8
Таблица 2. Динамика производства угля по странам, млн. т, 2000-2010 гг. 9
Таблица 3. Динамика потребления угля по странам, млн. т, 2000-2010 гг. 11
Таблица 4. Экспорт угля по странам, млн. т, 2010 г. 12
Таблица 5. Импорт угля по странам, млн. т, 2010 г. 17
Таблица 6. Крупнейшие игроки угольного рынка России 18
Таблица 7. Динамика перевалки угля в российских портах Балтийского бассейна, тыс. т, 11 мес. 2009 - 2011 гг. 24
Таблица 8. Основные характеристики терминала для перевалки навалочных грузов в порту Санкт-Петербург 24
Таблица 9. Основные характеристики компании ООО «Выборгский» 26
Таблица 10. Основные характеристики компании «Порт Высоцкий» 27
Таблица 11. Основные характеристики терминала «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга 29
Таблица 12. Основные характеристики терминала «Ростерминалуголь» 30
Таблица 13. Объём перевалки угля в портах российских конкурентов (Латвия, Эстония, Украина), 2010 г 31
Таблица 14. Динамика перевалки угля в портах Арктического бассейна, 31
Таблица 15. Основные характеристики ОАО «Мурманский морской торговый порт» 32
Таблица 16. Основные характеристики ОАО «Мурманский морской рыбный порт» 33
Таблица 17. Основные характеристики погрузочно-разгрузочного района «Бакарица» порта Архангельск (участок «Левый берег») 35
Таблица 18. Основные характеристики погрузочно-разгрузочного района «Экономия» порта Архангельск 36
Таблица 19. Основные характеристики ООО «Кандалакшский морской торговый порт» 36
Таблица 20. Динамика перевалки угля в портах Черноморского бассейна, 37
Таблица 21. Основные характеристики ОАО «Азовский морской порт» 38
Таблица 22. Основные характеристики ОАО «Азовский завод стройматериалов» 39
Таблица 23. Основные характеристики ОАО «Ейский морской порт» 40
Таблица 24. Основные характеристики ОАО «Ростовский порт» 41
Таблица 25. Основные характеристики ЗАО «Торговый порт» 42
Таблица 26. Основные характеристики ООО «Ростовский универсальный порт» 42
Таблица 27. Основные характеристики ОАО «Таганрогский морской торговый порт» 43
Таблица 28. Основные характеристики ОАО «Мечел-Темрюк» 44
Таблица 29. Основные характеристики ОАО «Туапсинский морской торговый порт» 45
Таблица 30. Динамика перевалки угля в портах Дальнего Востока, 48
Таблица 31. Основные характеристики ОАО «Ванинский морской торговый порт» 50
Таблица 32. Основные характеристики ЗАО «Дальтрансуголь» 50
Таблица 33. Основные характеристики ООО «Восточный лесной порт» 51
Таблица 34. Основные характеристики ОАО «Восточный порт» 52
Таблица 35. Основные характеристики ООО «Стивидорная компания «Малый порт» 53
Таблица 36. Основные характеристики ОАО «Находкинский морской торговый порт» 55
Таблица 37. Основные характеристики ОАО «Торговый порт Посьет» 56
Таблица 38. Морские пароходства, контролирующие сухогрузный флот России 59

Диаграммы:
Диаг. 1. Динамика производства угля по регионам мира, млн. т, 1991-2010 гг. 10
Диаг. 2. Сезонная волна производства угля в России 11
Диаг. 3. Динамика экспорта угля из России, млн. т, 13
Диаг. 4. Распределение экспорта российского энергетического угля по странам, январь-август 2010 г. 13
Диаг. 5. Сезонные волны экспорта каменного угля и кокса из России 14
Диаг. 6. Распределение экспорта российского кокса по странам, 14
Диаг. 7. Динамика экспортных цен на российский уголь, $/т, 2000-2010 гг. 15
Диаг. 8. Динамика темпов роста экспортных и внутренних цен на уголь, 2001-2010 гг. 15
Диаг. 9. Распределение объёма отгрузки экспортного угля по морским бассейнам России, январь-август 2010 г. 16
Диаг. 10. Распределение объёма отгрузки экспортного угля по морским портам России, январь-август 2010 г. 17
Диаг. 11. Крупнейшие страны - импортёры российского угля, тыс. т, 2009-2010 гг. 17
Диаг. 12. Динамика морских перевозок угля в мире, млн.т, 2006-2015 гг. (прогноз) 21
Диаг. 13. Динамика перевалки угля в порту Санкт-Петербург,тыс.т, 25
Диаг. 14. Динамика перевалки угля в порту Выборг,тыс.т, 26
Диаг. 15. Динамика перевалки угля в порту Высоцк,тыс.т, 28
Диаг. 16. Динамика перевалки угля на терминале «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга, тыс.т, январь-ноябрь 2011 г. 29
Диаг. 17. Структура объёма перевалки угля в порту Восточный (экспорт, каботажный, пр.) 51
Диаг. 18. Динамика перевалки каменного угля в порту Восточный, тыс. т, 54

Другие исследования по теме

Название исследования Дата выхода Цена, руб.
Регион: Мир 18.09.18 111 300
Регион: Германия 08.07.18 45 000
Регион: Россия 08.06.17 67 500
Регион: Украина 25.09.16 99 750
Регион: Украина 07.04.16 29 900

Как отгружают уголь в морских портах (Угольные терминалы в Находке и Усть-Луге) gelio wrote in October 19th, 2013

В мировом экспорте угля на долю 5 стран приходится порядка 70-80% всех экспортных поставок - это Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР и Колумбия. В предыдущих репортажах я рассказывал об угольных разрезах ОАО "Кузбассразрезуголь", которое является одним из крупнейших угледобывающих предприятий России. Основные экспортные отгрузки угля производятся морским путем - он отправляется зарубежным потребителям через терминалы в двух разных частях страны: в Находке (Восточный порт) и вблизи Санкт-Петербурга (порт Усть-Луга).



Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка. Крупнейшая припортовая железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги «Находка-Восточная» является конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.


В структуру ОАО "Восточный Порт" входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый – единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов.
Второй - Универсальный производственно-перегрузочный комплекс - специализируется на грейферной перевалке угля.


Основной груз – каменный уголь, добываемый в Кузбассе.
Свыше 30% от общего объема угольной продукции "Кузбассразрезугля" отгружается через ОАО "Восточный порт".


Угольный терминал ППК-3 – крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменного угля и кокса.
Производственно-перегрузочный комплекс специализируется на перевалке угольной продукции с использованием конвейерного оборудования. Обрабатывается более 80% от всего грузооборота ОАО «Восточный порт».
Площадь комплекса составляет 44,5 га.


Пропускная способность ОАО «Восточный порт» превышает 17 млн.тонн в год.


Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов, состоящую из двух тандемных вагоноопрокидывателей, систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля с вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины.


На терминале имеется станция по разгрузке вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями. В среднем обрабатывается около 700 вагонов в сутки. Также в наличии 4 вагоноразмораживающих устройства (вмещают одновременно 80 полувагонов).


Уровень автоматизации на ППК-3 достигает почти 99%.


Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля.


На складе ППК-3 функционируют 4 реклаймера и 2 стакера.


Стакеры и реклаймеры используются для распределения груза на площадках хранения и отгрузки на ленточные конвейеры при погрузке угля на суда.


Кабина управления реклаймером


Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса.
Длина каждого из них 381 м, глубина 16,5 м. (Восточный – самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке)
Навигация в порту длится круглый год.


На причалах имеются 4 судопогрузочные машины с производительсностью до 3500 тонн в час.


Оператор судопогрузочной машины


Южно-Корейское судно-балкер "C.YOUNG"


К причалам могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с разрешенной осадкой до 16,0 м.


Универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1.
Способен обрабатывать навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на грейферной перевалке угля.


Площадь комплекса составляет свыше 18 га, с возможностью единовременного хранения 200 тыс.т. угольной продукции.
Мощность перевалки - 3 млн. тонн угольной продукции в год.


Манипулятор Liebherr укомплектован ковшом, грейфером и подъемной кабиной оператора.


Терминал оснащен двенадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 60 т, семью мобильными перегружателями, тремя мостовыми перегружателями г/п 16-20 т, колесными бульдозерами, седельными тягачами с трейлерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.


Четыре причала общей длинной 800 м. и глубиной до 13,0 м.


Грейферная погрузка


Портальные краны


Строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса "Восточного порта"
В 2017 году пропускная способность Порта возрастет на 10 млн. тонн угля.


Контейнерный терминал ЗАО "ВМКС"
Контейнерный терминал – один из крупнейших в России специализированных терминалов по перевалке контейнеров.
Его пропускная способность – 300 тысяч контейнеров в год.


Вертолет, с которого я снимал порт, оказался 1969 года!!!
Это французский вертолет Alouette II. Как сказал КВС, раньше он состоял на вооружении в Венгрии.
Машина юркая, но шумная.


Чайки


Угольный терминал в порту Усть-Луга - самый большой угольный терминал России на Балтике,
33% отгрузки угля, добытого ОАО "Кузбассразрезуголь", осуществляется через этот морской порт.


Порт Усть-Луга расположен на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря, в 130 км от границы Санкт-Петербурга.


Порт начал работу с открытия угольного терминала в декабре 2001 года.
Регулярные отгрузки на угольном терминале начались в 2002 году, после ввода в эксплуатацию первой очереди мощностью 4 млн тонн.
Комплекс второй очереди принял первое судно в январе 2006 года.


На угольном терминале можно обрабатывать до 700 вагонов в сутки.


Полная мощность терминала составляет 12 млн тонн угля в год.


Можно сказать, что сегодня - это самый современный специализированный портовый автоматизированный комплекс для перегрузки угля в России.


Площадь перегрузочного комплекса: 53,2 га.


На терминале работают 2 стакер-реклаймера, 1 реклаймер и 1 стакер, производства компании TAKRAF.


Производительность каждой единицы складского оборудования составляет до 3500 тонн в час.


Угольный терминал имеет два глубоководных причала общей длиной 540 метров и глубиной у причалов 14 метров.


Терминал рассчитан на прием балкеров дедвейтом до 100 тыс. т.


Оператор судопогрузочной машины.


На предприятии внедрена информационная система, позволяющая осуществлять эффективный контроль за производственным процессом, вести оперативный учет груза, обмен информацией с ОАО «РЖД» и клиентами в режиме реального времени, введена система электронного документооборота.


Стакер-реклаймер


Складская система пылеподавления.


Универсальный перегрузочный комплекс, расположенный по соседству.
Занимается перегрузкой по грейферной технологии угля и чугуна в чушках.

В мировом экспорте угля на долю 5 стран приходится порядка 70-80% всех экспортных поставок - это Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР и Колумбия. В предыдущих репортажах я рассказывал об угольных разрезах ОАО "Кузбассразрезуголь", которое является одним из крупнейших угледобывающих предприятий России. Основные экспортные отгрузки угля производятся морским путем - он отправляется зарубежным потребителям через терминалы в двух разных частях страны: в Находке (Восточный порт) и вблизи Санкт-Петербурга (порт Усть-Луга).



Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка. Крупнейшая припортовая железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги «Находка-Восточная» является конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.


В структуру ОАО "Восточный Порт" входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый – единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов.
Второй - Универсальный производственно-перегрузочный комплекс - специализируется на грейферной перевалке угля.


Основной груз – каменный уголь, добываемый в Кузбассе.
Свыше 30% от общего объема угольной продукции "Кузбассразрезугля" отгружается через ОАО "Восточный порт".


Угольный терминал ППК-3 – крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменного угля и кокса.
Производственно-перегрузочный комплекс специализируется на перевалке угольной продукции с использованием конвейерного оборудования. Обрабатывается более 80% от всего грузооборота ОАО «Восточный порт».
Площадь комплекса составляет 44,5 га.


Пропускная способность ОАО «Восточный порт» превышает 17 млн.тонн в год.


Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов, состоящую из двух тандемных вагоноопрокидывателей, систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля с вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины.


На терминале имеется станция по разгрузке вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями. В среднем обрабатывается около 700 вагонов в сутки. Также в наличии 4 вагоноразмораживающих устройства (вмещают одновременно 80 полувагонов).


Уровень автоматизации на ППК-3 достигает почти 99%.


Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля.


На складе ППК-3 функционируют 4 реклаймера и 2 стакера.


Стакеры и реклаймеры используются для распределения груза на площадках хранения и отгрузки на ленточные конвейеры при погрузке угля на суда.


Кабина управления реклаймером


Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса.
Длина каждого из них 381 м, глубина 16,5 м. (Восточный – самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке)
Навигация в порту длится круглый год.


На причалах имеются 4 судопогрузочные машины с производительсностью до 3500 тонн в час.


Оператор судопогрузочной машины


Южно-Корейское судно-балкер "C.YOUNG"


К причалам могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с разрешенной осадкой до 16,0 м.


Универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1.
Способен обрабатывать навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на грейферной перевалке угля.


Площадь комплекса составляет свыше 18 га, с возможностью единовременного хранения 200 тыс.т. угольной продукции.
Мощность перевалки - 3 млн. тонн угольной продукции в год.


Манипулятор Liebherr укомплектован ковшом, грейфером и подъемной кабиной оператора.


Терминал оснащен двенадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 60 т, семью мобильными перегружателями, тремя мостовыми перегружателями г/п 16-20 т, колесными бульдозерами, седельными тягачами с трейлерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.


Четыре причала общей длинной 800 м. и глубиной до 13,0 м.


Грейферная погрузка


Портальные краны


Строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса "Восточного порта"
В 2017 году пропускная способность Порта возрастет на 10 млн. тонн угля.


Контейнерный терминал ЗАО "ВМКС"
Контейнерный терминал – один из крупнейших в России специализированных терминалов по перевалке контейнеров.
Его пропускная способность – 300 тысяч контейнеров в год.


Вертолет, с которого я снимал порт, оказался 1969 года!!!
Это французский вертолет Alouette II. Как сказал КВС, раньше он состоял на вооружении в Венгрии.
Машина юркая, но шумная.


Чайки


Угольный терминал в порту Усть-Луга - самый большой угольный терминал России на Балтике,
33% отгрузки угля, добытого ОАО "Кузбассразрезуголь", осуществляется через этот морской порт.


Порт Усть-Луга расположен на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря, в 130 км от границы Санкт-Петербурга.


Порт начал работу с открытия угольного терминала в декабре 2001 года.
Регулярные отгрузки на угольном терминале начались в 2002 году, после ввода в эксплуатацию первой очереди мощностью 4 млн тонн.
Комплекс второй очереди принял первое судно в январе 2006 года.


На угольном терминале можно обрабатывать до 700 вагонов в сутки.


Полная мощность терминала составляет 12 млн тонн угля в год.


Можно сказать, что сегодня - это самый современный специализированный портовый автоматизированный комплекс для перегрузки угля в России.


Площадь перегрузочного комплекса: 53,2 га.


На терминале работают 2 стакер-реклаймера, 1 реклаймер и 1 стакер, производства компании TAKRAF.


Производительность каждой единицы складского оборудования составляет до 3500 тонн в час.


Угольный терминал имеет два глубоководных причала общей длиной 540 метров и глубиной у причалов 14 метров.


Терминал рассчитан на прием балкеров дедвейтом до 100 тыс. т.


Оператор судопогрузочной машины.


На предприятии внедрена информационная система, позволяющая осуществлять эффективный контроль за производственным процессом, вести оперативный учет груза, обмен информацией с ОАО «РЖД» и клиентами в режиме реального времени, введена система электронного документооборота.


Стакер-реклаймер


Складская система пылеподавления.


Универсальный перегрузочный комплекс, расположенный по соседству.
Занимается перегрузкой по грейферной технологии угля и чугуна в чушках.

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

В июле этого года я побывал на угольном терминале порта Усть-Луга, о чем и будет этот фотопост. Но в начале хотелось бы сказать "несколько слов" о самом порту. Уж слишком это глобальный и важный проект для Ленинградской области, да и всей России, а знают о нем немногие.

По своему значению строительство порта в Усть-Луге не уступает таким федеральным проектам как подготовка Сочи к Олимпиаде, или строительство Крымского моста.


Дело в том, что после распада СССР, все порты на Балтийском море, используемые Россией для отправки грузов, оказались на территории новых соседних государств - бывших прибалтийских республик.

Поэтому снова было решено вернуться к идее строительства порта в устье реки Луга. Снова, потому что эту идею уже пытались реализовать в 30-е годы XX века. Тогда здесь хотели построить военно-морскую базу, а стройка называлась Комсомольск-на-Балтике. Но строительству помешала начавшаяся Великая Отечественная Война, и все, что успели сделать, пришлось взорвать при отступлении.

Современная история Усть-Лужского порта начинается с 1992 года, когда появился его первый проект. Но настоящее развитие запустилось с 2008 года, чему поспособствовал мировой экономический кризис. С этого времени увеличилось финансирование и планы стали более амбициозными.

Но зачем было строить новый порт "в чистом поле", когда у нас были и другие порты: Большой Порт "Санкт-Петербург", Приморск, Высоцк, Выборг?

Причина в их существенных недостатках: долгий период ледовой навигации, небольшая глубина акватории, ограничения из-за расположения в городской черте.

А среди преимуществ порта Усть-Луга:
1) большие глубины акватории порта - 17,5 метров;
2) ширина каналов - 180 м;
3) короткий подходной канал - 3,7 км;
4) наличие второго подходного канала, что обеспечивает круговое движение судов;
5) порт почти незамерзающий - период ледовой проводки всего 35-40 дней (в СПб - 80-85 дней);
6) нет ограничений в развитии, много свободной территории для развития;
7) сокращение транзитного времени на 1-2 суток на маршруте между основными портами Европы и Усть-Лугой;
8) нет ожидания при входе в канал для контейнеровозов из-за приоритета для пассажирских судов и танкеров.

Грузооборот Усть-Луги постоянно растет, уже давно позади порты в Прибалтике. Сегодня это второй порт России по грузообороту, в 2017 году ожидается преодоление ключевого показателя в 100 млн.тонн. Усть-Лугу уже называют Новым окном в Европу.

Порт Усть-Луга включает в себя несколько терминалов, ориентированных на отгрузку различных грузов: нефть, лес, рыба и другие. Но самым первым начал работу угольный терминал, основанный в 1996 году. Оператор - АО "Ростерминалуголь".

Какая самая большая проблема угольных терминалов? Конечно же, это угольная пыль. Она может летать в воздухе, попадать в воду, влиять на экологию района. Как с этим справляются в "Ростерминалугле", можете увидеть на фотографиях ниже.

1. В холле административного здания, где началась наша блогерско-журналистская экскурсия, висит монитор с ключевыми показателями. Имейте в виду, что это данные от 7 июля.
Годовой план - 19 млн.тонн, это пятая часть от общего объема всего порта.

2. А это Игорь Борисович Дейчев, руководитель службы коммерческой и складской работы.
Один из старейших работников терминала.
Рассказывает нашей группе о терминале и отвечает на вопросы.

3. В начале поднимаемся на крышу, откуда видно почти весь терминал.

4.

5. Уголь прибывает в порт по железной дороге.
Пару лет назад РЖД, чтобы справляться с возросшим объемом перевозок, построили в 8 км отсюда огромную сортировочную станцию.
О станции хороший пост есть у Сергея Сигачева - .

6. А это вагоноопрокидыватель. Здесь вся наша группа зависла надолго.
В эту конструкцию заезжает по два вагона, после чего вагоны переворачиваются колесами вверх, и весь уголь ссыпается вниз.

7. Это происходит с такой легкостью, что совсем не верится, что это тяжелые металлические вагоны, груженные до краев углем.

8. С другого ракурса.

9. Считанные секунды. Оп! И вагон уже пустой.
Здесь конечно летает угольная пыль, но значительно меньше, чем если бы разгрузка производилась по-старинке.
А для удаления из воздуха даже незначительной угольной пыли на терминале работает 23 аспирационные установки.

10. Мой любимый жанр - производственный портрет.

11. После выгрузки угля, вагоны попадают в следующий ангар, где трансбордер, двигаясь в бок, перемещает их на соседний путь.
Такие трансбордеры в России больше никто не использует.

12. Эти синие здания - пересыпные станции. Уголь между ними перемещается по крытым конвейерам.
Как видите, никаких облаков черной пыли.

13. Высота этих гор более 10 метров.

14.

15. Чтобы ветер не поднимал пыль с открыто хранящегося угля, происходит его постоянное опрыскивание водой.

16. Загрязненная вода собирается, и отправляется на очистную станцию, где проходит фильтрацию.

17. Вода, ДО и ПОСЛЕ.

18. В три синие бочки собираются все отфильтрованные примеси.

19. Стакер-реклаймер набирает уголь для погрузки на суда.

20. А это уже погрузка угля на судно.
На фото не видно, но для погрузки в трюм опускается специальный рукав, внутри которого перемещается уголь.
Благодаря этому угольная пыль не рассеивается, и не попадает в залив.

21. Пункт мониторинга и управления.
В основном, приходится только следить за работой терминала, все процессы проходят в автоматическом режиме.

22.

23. Большая красная кнопка. В экстренном случае, отключает электричество на всем терминале.

24. География отгрузок. Помимо Европы, Марокко, Турции и Израиля есть даже Бразилия.
А в Усть-Лугу уголь поступает в основном из Кузбасса.

25. В местном музее нам рассказали о социальном политике компании.
В поселке Усть-Луга было построено несколько домов, квартиры в которых получили сотрудники.
Регулярно проводится обучение персонала, а для самых лучших организуются туристические поездки в другие города России.

На этом наша экскурсия по терминалу закончилась, и мы поехали в Кургальский заказник.
Заказник находится на одноименном полуострове, разделяющем Нарвскую и Лужскую губу. Он интересен тем, что на нем очень разнообразен животный мир. Около 100 видов животных, обитающих в Кургальском заказнике, внесены в Красную книгу.

А на островах в Финском заливе, расположенных рядом с полуостровом, живет балтийская кольчатая нерпа. На данный момент, численность нерпы сильно сократилась, и ей грозит исчезновение. Именно поэтому, нужны объединенные усилия экологов, государства и бизнеса по защите популяции этих редких зверей.

Балтийская кольчатая нерпа является талисманом АО "Ростерминалуголь" с 2016 года. Поэтому в Год экологии в России компания запускает экологический марафон, частью которого являются мероприятия по сохранению этого тюленя. В рамках марафона запланированы: мониторинг популяции нерпы в Финском заливе, участие в экологических форумах, субботник на территории Кургальского заказника – одного из мест обитания балтийской кольчатой нерпы, экологические уроки в школах Кингисеппского района и открытие тематической экспозиции в музее АО «Ростерминалуголь».

За два последних года инвестиции в повышение экологической безопасности предприятия составили более 200 миллионов рублей. В 2016 году с целью предотвращения негативного воздействия на водные объекты и содействия экологическому возрождению района Балтийского моря, предусмотренного международным соглашением ХЕЛКОМ, была проведена реконструкция комплекса очистных сооружений. Теперь в системе применяется технология нанофлотации, которая обеспечила очистку стоковых и ливневых вод до предельно допустимых концентраций водоемов рыбохозяйственного назначения.

26. К сожалению, увидеть нерпу нам не удалось (сделать это довольно трудно - тюлени опасаются людей), но насладиться красотой здешних мест мы смогли.

27.

28. Чайки очень удачно занимались рыбной ловлей: при мне пару раз выхватывали мелкую рыбу из воды.

Подводя итог всему увиденному мной в тот уже далекий июльский день, можно порадоваться нескольким фактам.

1. В Усть-Луге за последнее десятилетие появился современный грузовой порт - самый крупный на Балтике. Почему это событие не освещается также как строительство Крымского моста, для меня не понятно.

2. Теперь деньги, которые уходили в Прибалтику, остаются в нашей стране, а конкретно - в Ленинградской области.

3. Угольный терминал оказался отличным примером того, как правильный подход и современные технологии позволяют устранить потенциальную угрозу нанесения вреда окружающей природе.

4. Перенос грузопотока из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу позволит снизить нагрузку на зажатый в пространстве порт Санкт-Петербурга.

5. Очень приятно знать, что в России развиваются не только крупнейшие города. Поселок Усть-Луга через несколько лет должен стать новым городом, планируется увеличение население в 10 раз.

В мировом экспорте угля на долю 5 стран приходится порядка 70-80% всех экспортных поставок — это Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР и Колумбия. В предыдущих репортажах я рассказывал об угольных разрезах ОАО «Кузбассразрезуголь», которое является одним из крупнейших угледобывающих предприятий России. Основные экспортные отгрузки угля производятся морским путем — он отправляется зарубежным потребителям через терминалы в двух разных частях страны: в Находке (Восточный порт) и вблизи Санкт-Петербурга (порт Усть-Луга).

Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка. Крупнейшая припортовая железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги «Находка-Восточная» является конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.

В структуру ОАО «Восточный Порт» входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый – единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов.
Второй — Универсальный производственно-перегрузочный комплекс — специализируется на грейферной перевалке угля.

Основной груз – каменный уголь, добываемый в Кузбассе.
Свыше 30% от общего объема угольной продукции «Кузбассразрезугля» отгружается через ОАО «Восточный порт».

Угольный терминал ППК-3 – крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменного угля и кокса.
Производственно-перегрузочный комплекс специализируется на перевалке угольной продукции с использованием конвейерного оборудования. Обрабатывается более 80% от всего грузооборота ОАО «Восточный порт».
Площадь комплекса составляет 44,5 га.

Пропускная способность ОАО «Восточный порт» превышает 17 млн.тонн в год.

Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов, состоящую из двух тандемных вагоноопрокидывателей, систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля с вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины.

На терминале имеется станция по разгрузке вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями. В среднем обрабатывается около 700 вагонов в сутки. Также в наличии 4 вагоноразмораживающих устройства (вмещают одновременно 80 полувагонов).

Уровень автоматизации на ППК-3 достигает почти 99%.

Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля.

На складе ППК-3 функционируют 4 реклаймера и 2 стакера.

Стакеры и реклаймеры используются для распределения груза на площадках хранения и отгрузки на ленточные конвейеры при погрузке угля на суда.

Кабина управления реклаймером

Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса.
Длина каждого из них 381 м, глубина 16,5 м. (Восточный – самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке)
Навигация в порту длится круглый год.

На причалах имеются 4 судопогрузочные машины с производительсностью до 3500 тонн в час.

Оператор судопогрузочной машины

Южно-Корейское судно-балкер «C.YOUNG»

К причалам могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с разрешенной осадкой до 16,0 м.

Универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1.
Способен обрабатывать навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на грейферной перевалке угля.

Площадь комплекса составляет свыше 18 га, с возможностью единовременного хранения 200 тыс.т. угольной продукции.
Мощность перевалки — 3 млн. тонн угольной продукции в год.

Манипулятор Liebherr укомплектован ковшом, грейфером и подъемной кабиной оператора.

Терминал оснащен двенадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 60 т, семью мобильными перегружателями, тремя мостовыми перегружателями г/п 16-20 т, колесными бульдозерами, седельными тягачами с трейлерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.

Четыре причала общей длинной 800 м. и глубиной до 13,0 м.

Грейферная погрузка

Портальные краны

Строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса «Восточного порта»
В 2017 году пропускная способность Порта возрастет на 10 млн. тонн угля.

Контейнерный терминал ЗАО «ВМКС»
Контейнерный терминал – один из крупнейших в России специализированных терминалов по перевалке контейнеров.
Его пропускная способность – 300 тысяч контейнеров в год.

Вертолет, с которого я снимал порт, оказался 1969 года!!!
Это французский вертолет Alouette II. Как сказал КВС, раньше он состоял на вооружении в Венгрии.
Машина юркая, но шумная.

Угольный терминал в порту Усть-Луга — самый большой угольный терминал России на Балтике,
33% отгрузки угля, добытого ОАО «Кузбассразрезуголь», осуществляется через этот морской порт.

Порт Усть-Луга расположен на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря, в 130 км от границы Санкт-Петербурга.

Порт начал работу с открытия угольного терминала в декабре 2001 года.
Регулярные отгрузки на угольном терминале начались в 2002 году, после ввода в эксплуатацию первой очереди мощностью 4 млн тонн.
Комплекс второй очереди принял первое судно в январе 2006 года.

На угольном терминале можно обрабатывать до 700 вагонов в сутки.

Полная мощность терминала составляет 12 млн тонн угля в год.

Можно сказать, что сегодня — это самый современный специализированный портовый автоматизированный комплекс для перегрузки угля в России.

Площадь перегрузочного комплекса: 53,2 га.

На терминале работают 2 стакер-реклаймера, 1 реклаймер и 1 стакер, производства компании TAKRAF.

Производительность каждой единицы складского оборудования составляет до 3500 тонн в час.

Угольный терминал имеет два глубоководных причала общей длиной 540 метров и глубиной у причалов 14 метров.

Терминал рассчитан на прием балкеров дедвейтом до 100 тыс. т.

Оператор судопогрузочной машины.

На предприятии внедрена информационная система, позволяющая осуществлять эффективный контроль за производственным процессом, вести оперативный учет груза, обмен информацией с ОАО «РЖД» и клиентами в режиме реального времени, введена система электронного документооборота.

Стакер-реклаймер

Складская система пылеподавления.

Универсальный перегрузочный комплекс, расположенный по соседству.
Занимается перегрузкой по грейферной технологии угля и чугуна в чушках.

Рассказать друзьям