Ансамбль альгамбра в гранаде. Альгамбра. Земной Рай. Замок Альгамбра на карте Гранады

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С 1234 года начинается история города Эльвира (позднее Гранада), ставшего известным на всю европейскую часть материка. Это был рассвет искусства и цивилизации. Дома и дворцы должны были защищать и восхищать. Внешне — полу бедные жилища из глины и камней, превращались в настоящий рай внутри фасада и домов. Благодаря привезенным фруктам, овощам, специи и птицам, Испания очень быстро стала облагораживаться во времена испано-мусульманской власти.

После христианского восстания на севере Испании, арабская власть, теряя позиции, соглашается на разделение территории. Так, территория разделяется на Юг (Андалусия) и север (Кастилия). Вся арабская власть перебирается в Гранаду, и эмир, будучи вассалом христиан, продолжает наследие Насридов. Так, крепость Альгамбра остается последним приютом арабов и евреев еще на протяжении 250 лет, благодаря тактике мудрого султана Мухаммеда I.

Альгамбра — дворцы Насридов

Альгамбра — одно из красивейших чудес света, воспетое художниками, поэтами и романтиками прошлых столетий. Это огромный дворцовый комплекс, с интереснейшей историей и легендами XIII — XVI века, о которой может поведать лишь гид.

В качестве краткого ознакомления, предлагаем вам воспользоваться краткой характеристикой объектов, находящихся на территории Альгамбры.

Дворец Императора Карла

Если и существуют памятники культуры, вызывающие много споров и непонимание, но неизменно именуемые как уникальные, то к ним, конечно же, следует отнести в первую очередь Дворец Карлоса V. Этому способствовали в значительной мере целый ряд устаревших предрассудков и полное незнание значение Гранады в многочисленных планах испанской монархии XVI века.

Можно сказать, что до сих пор люди верят в романтические стереотипы столь любимые путешественниками XIX века о том, что мусульманский народ был не понят жестокими испанскими монархами, которые на своем пути стирали всё с лица земли. Но подлинная история совсем другая.

Гранада — эпицентр событий

Сейчас каждому историку известно, какое значение придавала испанская корона завоеванию Гранады. Сразу же после реконкисты, Гранада становится местом сбора знаменитых испанских и итальянских художников, призванных придать городу столичный блеск, которым он отличался в мусульманскую эпоху.

Если учесть, что католические короли уже воздвигли здесь погребальную часовню, тогда станет понятным дальнейшее участие в расширении планов внука. Который видел дальнейшее развитие королевства вместе с остальной Европой. Позднее ему представилась уникальная возможность, в своем свадебном путешествии с императрицей Изабель II он посещает Аламбру в 1526 году. Там он поселяется, там же, уже в покоях Карлоса V он выражает свое восхищение Насридскими дворцами.

И тут у него возникает желание возвеличить эти сооружения своим именем, построив рядом здание для потребностей современного королевского двора. Здесь и зарождается план строительства Дворца Карлоса V, который поручил его осуществление доверенному человеку короля, управляющему Альгамброй, маркизу Мондeхар.

Строение дворца Карла

Маркиз Мондерах человек, сыгравший главную роль в истории города, принадлежавший одной из крупнейшей испанской знати Мендоса, которая проживала в Толедо. Семья Мендосов сумела внедрить в Испанию новое течение в искусстве по имени ренессанс, в силу своих итальянских корней и воспитания.

Напомним что представителя этих семей были — военачальники, послы и представители церкви, которые первыми вступили в контакт с зарождающейся революции в области искусства в Риме, получившей название Ренессанс. Гуманитарное образование Мондeхара чувствуется прямо у входа фонтана Карлоса V. Который был выполнен художником Педро Мачукке. Во дворце Карлоса V нет какого-то единого стиля. Крыша дворца второго этажа была построена уже в наше время в 1921 году. Это произошло по причине восстания народа на увеличение налогов в три раза выше на мусульман, принявших христианство, в отличие от христиан.

Символика в искусстве

Окна дворца чередуют прямоугольные и круглые формы на обоих этажах, что уже напоминает линейные формы ренессанса. Особый интерес представляют скульптурные украшения в виде символов и аллегорий, которые окружают фигуру императора Цезаря.

Слава, Победа и Плодородие — главные женские персонажи южных ворот дворца. Все эти скульптурные работы уже упомянутого архитектора.

Дворец воздвигнут на месте христианского квартала, позднее примкнувшего к насридскому дворцу. Ошибка в расчетах привела к минимальному нарушению схемы Альгамбры, именно в этом контексте стоит рассматривать смысл столь радикального проекта Дворца Карлоса V. Возможно благодаря христианскому дворцу, Альгамбра стала частью достояния королевских дворцов Испании, а не превратилась в одно из многих археологических свидетельств поверженной культуры.

Мексуар

Ворота в Мексуар

Первый салон, куда мы попадаем, называется Мексуар или салон справедливости. Ворота дворца Мексуар были последним рубежом. Издавна вход во дворцы Насридов, был расположен именно здесь. Нынешний вход в Мексуар — это не оригинал, но выглядит точно так же, как и в былые времена, его полностью восстановили по картинам художников. А вот небольшой зал с колоннами, был первым дворцом и молельней Мухамеда I. Зал был изменен хримтианам во времена завоевания Альгамбры, однако молельня осталась в первозданном виде.

Дворец отличается четырьмя центральными колоннами с красивым цоколем и консулами. В христианскую эпоху салон использовался как часовня. Об этом говорит оставшаяся галерея с помпейскими картинами и гербы Карлоса V.

Надписи на стенах молельни

На некоторых настенных надписях можно прочитать по-арабски:»Если ты пришел за справедливостью, то ты ее получишь». Так пытались оправдать название зала справедливости, тем не менее, дворец полон цитат из Корана и нравоучениями Аллаха. Но никто и никогда не называл Мехсуар молельным домом. В глубине виднеются два окна ведущие видимо в молельню или место раздумий и медитации, с небольшой нишей (миxрабом), направленной в сторону Восходящего Солнца. В которой можно прочитать следующее: «Не будь ленив и приходи на молитву». Вид, который открывается из окон молельни, будет сопровождать вас по всей Альгамбре и даже во дворце Хенералифе.

Речь идет о квартале Альбасин — это старинная Гранада с многочисленным белыми домиками, типично гранадской постройки, церквушками на месте старых мечетей, узкими улочками. Именно таким был город в средневековый период; отсюда же виден квартал Сакромонте, ныне заселенный цыганами, и древние крепостные стены, защищавшие Гранаду в средние века.

Золотая комната

К помещению дворца Мексуар в Альгамбре, примыкает небольшое патио с фонтаном и комнатой в северной части, которая благодаря обработке потолка, называется Золотой комнатой (Куарто дорадо).

Проходя через Мексуар, посетитель обнаружит фонтан в патио Золотой комнаты. Однако мы не можем предположить, что же нас ждет дальше.

Золотая Комната

С противоположной стороны виднеется самый красивый фасад дворца, окаймленная благородным карнизом. Это лучший образец работы по дереву гранадских арабов. Фасад был сделан в ознаменование победы в Альxecиpace в 1370 году, фонтан с белой чашей является центром патио и является копией оригинала, который в эпоху Карлоса V был перенесен в другой зал.

Стена во внутреннем дворе Золотой комнаты, была единственным признаком скрытой красоты внутреннего дворца. Мухамед V приказал отделать внутренний двор штукатуркой и раскрасить в разные цвета. Между проемами дверей фасада, стоял трон, откуда султан отдавал приказы своим министрам.

Миртовый дворик

Оставив позади Золотую комнату, посетитель попадает в тайную часть дворца Альгамбра, где его глазам открывается удивительное богатство декоративного искусства Насридов. Миртовый дворик дворца Комарес создает неподдельное изумление и восхищение. Сам замысел Миртового двора принадлежал Юсуфу I, однако декорации и облагораживание дворца принадлежит его сыну Мухамеду V.

Через извилистый коридор проходим в огромный прямоугольный двор с большим бассейном в центре, по разным сторонам которого, находятся ряды мирт. В северной и южной частях размещены два чудных портика с изящными колоннами. Видимо это была официальная часть дворца. Это место было предназначенным для торжественных аудиенций посетителей, которые с нетерпением ожидали султана.Большой бассейн, в котором отражаются северный и южный фасады освежает помещения в жаркую погоду и утоляет жажду путешественника, идущего из далекой пустыни. В углах этого дворика есть тень и солнце, где можно укрыться в жаркое лето и согреться на солнце зимние дни.Каждый, кто вступал во двор через центральный вход, испытывал неподдельный восторг, когда перед ним раскрывалась зеркальная гладь, в котором отражалась монументальная громада дворца Комарес, будто вырастающая из воды.

Дворец Комарес

За южной галерей, где находится дворец Императора Карла, виднеются мощные каменные стены зала, соседствующего с большой башней Комарес (Зал послов). На каждом шагу при входе виднеются ниши, видимо пользовавшиеся для украшений или размещения в них ароматных трав. В башне скрыт трон, который предстает перед нами в большом деревянном своде, ныне совсем обесцвеченном, представляя мусульманское небо в виде 8000 деталей из дерева.

Дворец Комарес

Огромные окна, выходящие на восток, север и запад, еще более расширяют удивительный пейзаж Альгамбры, без которого дворец был бы совсем другой. Разноцветный керамический цоколь окаймляет нижнюю часть зала. Все стены покрыты штукатуркой или обработанным гипсом, где еще можно увидеть потертые цвета того, что некогда было Альгамброй, выкрашенной в красный, голубой, зеленый и позолоченные цвета.

В центральной комнате северной стороны имеется надпись: «Я, как сердце в отношении всего тела», которую следует понимать что это место предназначено Султану. Именно здесь, по всей вероятности, принимали послов в присутствии султана. В тронном зале принимались важнейшие решения Королевства Гранады, самого большего государства включающая в себя все земли Андалусии.

Все окна тронного зала были застеклены цветным стеклом, что создавало особо торжественную и таинственную атмосферу, в нижней части есть небольшие окна, откуда можно созерцать окружающие красоты. В центре виднеются мозаики в стиле мудехар (выполнены гранадскими арабами после реконкисты города, в археологическом музее хранятся некоторые оригиналы), представляющие еще один образец высокого качества арабской керамики в Гранаде.


Двор Линдарахи

Стоя у этого фонтана обязательно загадайте желание и дотроньтесь до бьющихся струек. В народе существует легенда об фонтане исполняющем желания.

Львиный дворик

В противоположной части от входа в личные покои султана, находится Королевский двор (Королевский зал), предмет многочисленных споров, так как на потолке одной из трех спален есть человеческие изображение на коже. Ввиду запрета Кораном изображений, данную работу относили к христианским художникам. Однако, последними христианскими исследованиями признано, что это дело рук арабов и арабской эпохи, что означает некоторые послабления исламской религии в период спада арабского влияния на испанском полуострове.

Королевский двор

Центральная ложа по особому положению предназначалась султану и его окружению. От сюда открывался прекрасный вид на Львиный двор, пальмовую рощу высоких и стройных колонн, сквозь который пробивался оазис фонтана львов.

Давайте поразмышляем здесь немного, дорогой путешественник этот дворик датирован 1374 годом, время правления султана Мухамеда V, когда царствовали высокий стиль и утонченность. Вода в фонтане появлялась благодаря точной конструкции, проведенной под полами дворца. Не зря арабов признали повелителями воды, глядя на схемы водных каналов, которые позволяли орошать все сады и фонтаны во дворцах. Вода во дворце поднималась с реки Дарро.

Река поднималась на многие километры вверх, значительно выше этих дворцов, и продолжала свой бег на радость их новых жителей, происходивших из сухих и безводных стран. Вода проходила по всем каналам этого средневекового дворца.

Зал двух сестер во дворцах Насридов

Северная комната называется «Салон Двух сестер», из-за двух огромных мраморных плит, покрывающих пол. На одной из надписей в салоне можно прочитать: «Звезды на небе перейдут с небесного свода на этот маленький свод, чтобы вращаться вокруг султана». Это дает нам право предположить, что этими комнатами пользовался лишь султан и его жены. Здесь же, как и в предыдущем зале Лос Абенcepрахeс, видны два ложа от одного из которых идет лестница, ведущая в бани для их королевского высочества Гранады. С другой стороны выход во внутренние покои султанш, которым разрешалось наблюдать за происходящим, из своих комнат.

За двумя беседками дворика находятся две комнаты. С потолком наполовину украшенным христианскими рисунками и остатками арабской декорации, в боковой части имеется дверь, которая видимо первоначально была входной. Скрываясь от посторонних глаз, за витражными окнами, султанши знали обо всем, что происходило во дворце.

Зал двух сестер, так же имеет легенды и тайны, породившие самые темные истории. Одна из легенд этого зала, давшая ему название, рассказывает нам о смерти двух сестер, находящихся в неволе и лишенных свободы, по другой легенде сестры умерли от скуки.

Арка, одной стороной выходящая во двор, а другой в комнаты, служившими спальнями, расположена с запада на восток. Северная арка является своеобразным переходом из зала Двух сестер в зал Ахимесес (сдоенные окна), находящуюся прямо перед двориком Линдарахи. Обе они накрыты большим сводом. Еще выше расположены две арки поменьше, служащие окнами для освещения спален.

Зал Абенсерахес

Зал Абенсеррахен

Южная из этих двух комнат называется Лос Абенсерахен, в память о знатной гранадской семье, потомков североафриканских племен, помогавших в завоевании Испании в VII веке. Зал хранит историю главных рыцарей из рода Абенсеррахов, рассказанную Шатобрианом, одним из создателей романтической иллюзии Альгамбры. Эта история более правдоподобна, опираясь на различные исторические источники, она повествует о частых кровавых стычках между соперниками в царстве Насридов. Легенды связанные с этим местом, вам поведает гид.


Порталь (Портик)

Порталь или Потрик, был продолжением дворцового комплекса Альгамбра. В XII-XIII веках здесь стоял немного иной двор султанши, окруженный фруктовыми деревьями и кристальным бассейном. Чуть выше располагался дворец Юсуфа, от которого остались лишь руины. Немного правее расположена Рауда — место захоронение султанов.

Через Порталь, двигаясь вдоль сторожевых башен по левой стороне, вы сможете выйти к садам Хенералифе. При выходе из Башни Воды (Torre de Agua), держитесь левее к кипарисовому парку оформленному в виде арок. Там Вас ждет прекрасный Сад Архитектора Хенералифе.

Порталь

Хенералифе — увидеть и замереть от его великолепия.

Хенералифе в Гранаде одно из чудес, которое приковывает взоры приходящих туристов. Известно, что сады были сооружены в XII-XIV веках и на тот момент еще не являлись частью знаменитой .

Пейзаж Альгамбры органично вписывается с дворцами, садами и двориками Хенералиффе, являясь одним из самых красивых садов в султанской резиденции. К сожалению, то что дошло до нас, это лишь восстановленный образ, и имеет оригинал лишь в летней резиденции султана, найденной при раскопках и восстановленных после пожара и землетрясения.

Сад — не имевший себе равных

Совсем рядом с Альгамброй находится сад отдыха и полной разрядки для гранадских султанов. Сюда было можно попасть через Насридские дворцы. По дороге в форме штыка, идущей между стенами. Это одно из самых красивых мест в Гранаде Мы не случайно назвали это садом, потому что об этом говорится в романсе неизвестного автора «Сад: не имевший себе равных». Для андалузских арабов, сад означает большой набор небрежно ухоженных цветов, фруктовых деревьев и культурных растений. Вечнозеленых деревьев (лавровые мирты) и каналы, по которым бежит вода, предназначенная для орошения и ласкания слуха своим журчанием.

Это участок земли, засаженный зеленью и овощами, баклажанами и артишоками, а в конце усеянный лилиями. Все это вместе представляет собой контраст цветов и ароматов, среди которых выделялись лимоны и апельсины, рядом с другими фруктовыми деревьями меняющиеся по воле садовника. Резиденция находится на самой высокой точке комплекса. Красивый дворик и сад, через которые проходит канал, наполненный журчащей водой, вниз бегущей между зелеными арками кустарников.


Гармония и тонкий вкус преобладают во всей этой атмосфере, которую прекрасно дополняет оригинальный вид на скопление башен и крыш Альгамбры или на зеленые гранадские долины. А на первом плане виднеются, словно на театральной арене, узкие улочки, башни и зеленая пестрота квартала Альбасин. То, что ныне называется Хенералифе, удивительный райский уголок для гранадских Султанов. Столь посещаемый ныне туристами, составляет лишь малую долю древнего Хенералифе XIII-XV веков. Так как при переходе этих владений из рук последних наследников Альгамбры, в христианские руки государства, многие земли, составляющие ранее территорию Хенералифе, перешли в категорию усадьбы и животноводческих ферм, после захвата города католическими королями.

ОСТАТКИ БЫЛОЙ РОСКОШИ

Во времена правления султанов, входы в сады Хенералифе были в трех разных частях дворцов. Сам Султан проходил в сады из Альгамбры, а два других входа были на северной и восточной стороне для конницы и гостей султана.

Сейчас попасть в сады Хенералифе можно только через знаменитую кипарисовую аллею, над которыми в свое время трудился Прието Морено с 1931 года при восстановлении садов. Он создавал удивительные композиции из кипарисов, его знания давали возможность работать в этих садах, что позволило внести свое творение в историю с настоящими шедеврами Мавританского искусства.

Пройдя в зал, который считался архитектурным ансамблем можно увидеть красивейшую композицию из фонтанных водяных струй. Хенералифе предназначался изначально для уединения и отдыха султанов. Несмотря на все изменения сада это попрежнему остается удивительным и красивым местом, в единении с природой, пением птиц и ароматных запахов фруктовых деревьев.

Повстречавшаяся львиная лестница в конце пути открывает взор на дворцовые сады. Однако, чтоб их увидеть нужно будет пересечь водяную лестницу. Лестница была нужна для прохода в часовню, на вершине склона, прямо из садов Хенералифе.

В 1984-м году Юнеско признало все сооружение Хенералифе и Альгамбры всемирным наследием человечества, внеся его под свою охрану. А также Альгамбра приняла участие и победила в конкурсе на право называться одним из чудес света.

Ныне известные богатые сады, открытые для посещения туристов, стали таковыми уже в нынешнее время и мало чем напоминают сады арабской эпохи, хотя и, бесспорно, значительно украшают это место. Вода бегущая из реки Дарро по водопроводу, построенному арабскими инженерами, частично пересекает долину Валье дель Вальпараисо. Она поступает в огромные баки, расположенные в верхней части сооружения. Вода оживает здесь в разнообразных звуках и чудных отражениях, то появляясь, то исчезая в многочисленных горных платформах.

Хотя бы раз в жизни нужно отправиться в самую настоящую сказку, чтобы были и дворцы, и султаны, и пещеры, полные сокровищ, и пестрые шумные рынки, и благоухание цветов, специй и сладостей. А начать можно с посещения Альгамбры , которая сейчас освещается и ночью, создавая эффект сказочно возникающего видения на вершине холма над затененной Гранадой. Днем дворцовый комплекс смотрится особенно величественно на фоне заснеженных пиков горы Сьерра–Невада, высотой 3400 метров.

Дворец Альгамбра – главная достопримечательность Гранады в Испании. Альгамбра занимает один из трех холмов, на которых расположен город Гранада. Сначала это была небольшая крепость, построенная в IX веке на лесистом 150 метровом холме Сабика, а когда Гранада в XIII веке при Мухаммеде I стала столицей исламской Испании, то мавры-мусульмане превратили ее в огромную цитадель, построив Дозорную башню и донжон. В XIV — XV веках Альгамбра (в переводе с арабского «Красный Замок») была превращена в уникальный роскошный дворец мавританских правителей. За свою историю замок был резиденцией мусульманских эмиров и христианских королей. Карл V (1515-1556) перестроил замок в стиле ренессанс.


Сейчас дворцовый комплекс Альгамбра – это музей . Сюда входит древняя мечеть, крепость с зубчатыми каменными стенами и башнями (по-арабски «Алькасаба»), величественный дворец (по-арабски «Алькасар») и город (по-арабски «Медина»).

Альгамбра состоит из лабиринтов внутренних помещений, двориков и садиков. Башня правосудия – главный вход в замок. Через Ворота Справедливости (подковообразную арку) туристы попадают к Мехуару – помещению, где заседали министры султана, а затем проходят через «Золотую комнату» . Здесь султан вел уединенные переговоры. Внутри все пространство на стенах украшено кружевной каменной и деревянной резьбой. Керамические изразцы, растительные орнаменты и арабская вязь образуют декоративное убранство арок, сводов, столбов и колонн.


Особый интерес представляет Миртовый двор с узким бассейном и аккуратно подстриженными кустарниками по его периметру. Отражение в воде бассейна чистого голубого испанского неба, арок и зубчатой башни Комарес делает все похожим на восточную сказку. Зал Послов примечателен куполом из кедра, который символизирует седьмое небо в мусульманском представлении.


Львиный дворик был построен при Мухаммеде V (1362-1391) и в глазах туристов стал культовым объектом. Дворик окружен аркадами с 124 мраморными колоннами. Галереи украшены мозаикой, а сами аркады — тончайшей резьбой. В центре дворика стоит фонтан, обрамленный 12 мраморными львами. Они символизируют часы, месяцы и знаки зодиака. Это самая интимная часть дворца, где султан был в своем гареме. Если в Миртовом дворике главенствует вода, то здесь функцию природного украшения выполняет солнце. Оно задает тень, которая вносит дополнительный узор в геометрию дворика.

К Львиному дворику примыкают несколько залов:

  • Зал Абенсеррагов восхищает позолотой, узорами и восьмиугольной звездой на потолке.
  • Зал Двух Сестер , где в пол вбиты две совершенно одинаковые мраморные плиты. Он знаменит купольным сталактитовым потолком, который в лучах света кажется бриллиантовым. В этом зале жила гаремная фаворитка султана.
  • Зал Королей – главный банкетный зал Альгамбры с расписным потолком. Здесь в 1492 была проведена торжественная месса по случаю взятия Гранады с участием Фердинанда, Изабеллы и Христофора Колумба, который только готовился отплыть в Америку. Отличительная особенность зала – мукарны (богато отделанные арки).

Комната-фонарь Дохара. Когда-то с балкона комнаты султан любил наблюдать за городом. Несколько в стороне находятся Султанские Бани , которые отличаются очень пестрой, разноцветной отделкой по сравнению с остальной Альгамброй. Башня Инфант и Башня Узников – самые известные башни дворца.

Центральное место в Альгамбре занимает Дворец Императора Карла V , который построил ученик Микеланджело архитектор Педро Мачука в 1526-1550 годах. Карл V почему-то считал мавританские дворцы Насридов не слишком соответствующими своему величию, поэтому свой дворец он сделал огромным. Этот шедевр кажется чужеродным по отношению ко всему окружающему.

Сейчас внутри дворца расположилось 2 музея:

  • В Музее Альгамбры собраны различные экспонаты, найденные в крепости, предметы из гаремов, и признанным хитом считается Голубая амфора высотой 132 см, стоявшая в Зале Двух Сестер.
  • В Музее Изящных Искусств собраны религиозные полотна и скульптуры XVI-XVIII веков.

Сады Хенералифе примыкают к Альгамбре и занимают склон соседнего холма Серро-дель-Соль. Хенералифе был построен в XIII веке как летняя резиденция гранадских эмиров. Этот дворец-сад является образцом арабского ландшафтного искусства. Сады делятся на нижние и верхние. В нижних — все внимание Дворику Султанши, который иногда называют еще Кипарисовым. Здесь находится самый высокий кипарис. Прелестен также Водный дворик. Он представляет собой садик с множеством струящихся фонтанчиков. Он засажен миртовыми и апельсиновыми деревьями, лаврами, вековыми кипарисами и розами. Центр двора – узкий канал бассейна, который снабжает водой Альгамбру. В его зеркальной глади отражаются высокие стены дворца.

В Хенералифе прохладно даже в самую жару, потому что деревья смыкаются над головой своими кронами. Каждую весну здесь проводится международный фестиваль музыки и танца среди зелени, фонтанов и цветов.

«Сказка о золотом петушке» написана русским поэтом А.С. Пушкиным под впечатлением легенд об Альгамбре. С 1984 года Альгамбра входит в список Всемирного Наследия Юнеско .

«Красный замок» – так переводится название шикарного дворцового комплекса, о котором я сегодня вам хочу рассказать. Откуда точно пошло название, сегодня уже никто не скажет. То ли обилие красных факелов на крепостных стенах дали для этого повод. То ли цвет высушенной на солнце глины послужил толчком к такому названию. Как бы там ни было, но я трактую по-своему. А по-моему «красный» — это «красивый»! И в этом вы убедитесь, побывав тут лично. Для этого вам нужно приехать в замок (Испания).

Итак, то ли город, то ли сад, то ли крепость, а то ли огромаднейший мавританский комплекс из дворцов и садов.

История создания

Строили Alhambra, строили, и, наконец, построили. Начали возводить дворцовый комплекс в 13-м столетии, хотя на самом деле начали тут «копошиться» ещё на несколько веков раньше.

Ещё в 9-м столетии в официальных документальных записях встречались упоминания о некой полуразрушенной крепости, которая находилась на этом самом месте ещё до дворца. В те далёкие времена один из воюющих правителей Кордовского эмирата скрывался от противников в этих развалинах. Ещё лет сто-двести крепость укрепляли, перестраивали, пока в 11-м столетии её территориально соединили с городом. Крепость превратилась в более-менее самостоятельный квартал (медину). Такие кварталы могли быть самодостаточными, если город брали в осаду завоеватели.

Судьбоносные события произошли тут в первой половине 13-го столетия. Тогда некий Мухаммед ибн Наср «отцапал» себе немного власти в государстве мусульман. Он и стал основателем Гранадского эмирата со столицей в Гранаде. Разумеется, резиденцию решено было сделать в Альгамбре.

Замок стали усиленно укреплять. Как-никак резиденция правителя… Укрепляли так усердно и ответственно, что наследникам Мухаммеда даже пришлось изменить русло местной реки – всё в угоду «общему военному делу».

Как вы поняли, на то время строение играло роль оборонительного сооружения, которое не было похоже на роскошный дворец. И только в 14-м веке один из наследников правителя стал придавать Alhambra вид настоящего дворцового комплекса.

Тогда же был построен Дворец львов, несколько новых ворот и бань, а на стенах появилась резьба. Впоследствии мало кто заботился об убранстве и оформлении дворца. Дворца так, как это было в 14-м веке.

Новым важным моментов жизни Альгамбры стал 15-й век. Тогда Гранаду освободили от мавританцев. Испанская корона завладела дворцом. В 16-м столетии комплекс дополнили специальным дворцом для Карла-пятого. Параллельно с этим некоторые из старых построек были уничтожены, как и элементы декора на дворцовых стенах. В 18-м веке дворец «впал в кому», о нём почти забыли, доведя до разрушения и упадка…

Вновь вспомнили о нём в 19-м веке. Глаз на неё положили не правители, а творческие люди – живописцы и писатели. Почти 60 лет подряд комплекс пытались восстанавливать, «высасывая из пальца» некоторые его детали. К работе подошли не научно, а творчески… Что тут сказать, художники – народ впечатлительный и фантазийный… И только спустя время, уже с приходом 20-го века, восстанавливать дворец стали, опираясь на исторические документы.

Сейчас – это целый дворцово-парковый комплекс, состоящий из крепости и дворцов с музеями, из садов и скульптурных композиций. Alhambra переживает своё второе рождение, привлекая ежегодно миллионы туристов.

Элементы дворца

Поскольку наша достопримечательность – это целый архитектурный ансамбль, то говорить о ней, как об одном дворце было бы неправильно.

Для удобства, как правило, Альгамбру делят на зоны или секторы. Так и описывать легче, и туристы не заблудятся.

Алькaсаба

Таким словом раньше в Испании арабы называли укреплённую резиденцию своего правителя. В нашем случае Алькасаба – это самая старинная часть комплекса, находящаяся на верхушке холма. Тут и жили первые «строители» и хозяева крепости.

Из самых старых элементов построек видим древние стены, Дозорную башню, развалины нескольких старых строений, остатки резервуара для сбора воды, тюрьму и часть жилых построек для прислуги. В наше время к этому сектору отнесли и сады. Но они появились позднее, к старым постройкам отношения не имеют.


Последняя династия эмиров, её представители жили именно здесь в этом здании с прилегающими двориками, залами и башнями. Тут власть имущие жили чаще всего. Тут было их, так сказать, ПМЖ. Дворец имел три сектора: Мешуар, Дворец Львов и Комарес. Их и сегодня могут увидеть туристы. Мешуар – это помещение для работы суда, приёма подданных. Комарес – официальная резиденция для приёма высокопоставленных гостей и иностранных посланцев. А во Дворце Львов обитали сами «львы», правители. Там были их личные покои. В эмирском дворце сегодня постарались максимально восстановить тот интерьер, который был во время правления его хозяев. Заходи, да властвуй.


Карл V Габсбург, император Священной Римской Империи, официально пребывал тут (в Альгамбре) в летнее время. Но капризный, видимо, был правитель, — не удовлетворяли его старинные постройки, возжелал новый дворец себе. И вот в 16-м столетии напротив старого начали строить новый дворец. Его-то впоследствии и назвали Дворцом Карла V. Стиль выбрали – итальянский ренессанс. Здание в форме квадрата. Внутренний дворик – круглый. Достроили его только в 20-м веке, когда и заказчика-то уже в помине не было.


Как я уже говорил выше, со временем она стала полноценным жилым массивом (районом, кварталом). В него входили и правительственные дворцы, и жилой сектор простолюдинов. Меди́на и была названа Верхней Альгамброй. Тут, собственно, жил и простой люд, и господа, и ремесленники. Все они были заняты в обслуживании дворцового комплекса. Сам квартал отделили вполне заметно от «монаршей части» — вырыли ров, который окружили прочной стеной с крепостными башнями. Когда настала эпоха христиан, эту часть комплекса забросили. Постройки разрушились от времени. В одном дворце католики устроили свой монастырь. Остальную часть медины сделали парком (садом).


Об этом дворце частенько пишут отдельно, как о знаменитой достопримечательности Гранады. Это своего рода отдельный пункт в туристических маршрутах путеводителей. Находится этот дворец в 350-ти метрах от основного комплекса Alhambra. Смешно, но сюда правители «приезжали» отдыхать, как мы сегодня ездим на дачу. Хотя расстояние-то всего как «кот наплакал». От прежнего внешнего вида Хенералифе не осталось и кирпичика. Христианская эпоха и регулярные перестройки подчистую стёрли всё то, что тут было изначально. Добавьте к этому период полной разрухи, который тянулся не одно десятилетие. И, не смотря на это, данный дворец – удивительно красив. Если не «заморачиваться» на отсутствии «первозданности», то тут есть, на что посмотреть.


О местных садах говорят, как об отдельном самостоятельном туристическом объекте. Сказать «сады» — это ничего не сказать. За этим словом скрываются и сами садовые насаждения, и чудные уютные внутренние дворики, и фонтаны на террасах, каскады водных потоков, каналы, водоёмы, вычурные арки, невесомые своды, стройные колоннады, резные окна с воздушными лёгкими узорами…Повсюду декорирование арабской вязью с прославлением аллаха, орнаментами растительной тематики, яркой разноцветной мозаикой, изразцами из керамики, ажурной резьбой по дереву и даже камню.

Дивно пахнущие апельсины, аллеи стройных кипарисов, цветущие клумбы, журчание воды в каскадах и брызги фонтанов. Такое впечатление, что, разбивая сады Альгамбры в Гранаде, их создатели уделили воде и свету особое внимание и значение. Тут всё подчинено общей идее создания комфорта, уюта, светлой радости…

В каналы и фонтаны вода приходила с горных склонов. Ценность воды в эпоху мавров была высока. Это как для греков колонны. Вода должна была быть обязательным элементом важных архитектурных ансамблей того времени.

Как добраться?

Как добраться до дворца Альгамбра в Гранаде? Как я уже неоднократно говорил, дворцовый ансамбль расположился на холме под названием Ла-Сабика возле самого исторического центра Гранады. Потому проблем с поиском этой достопримечательности возникать не должно.

Три популярных способа: на своих двух, на авто (личном или такси), на автобусе.


От центра города до холма не более километра ходу. Потому и пешком не сложно будет дойти. Отправная очка – Кафедральный собор Гранады. Если же вы стеснены по времени, то воспользуйтесь городским транспортом, или же возьмите авто в аренду. Нужный вам маршрут – С3. Для удобства туристов с автомобилями возле дворцового комплекса есть стоянки с охраной. Если вы не едите в экскурсионном автобусе, а взяли авто, то ваш путь немного будет отличаться от «автобусного». Вам придётся заезжать не из центра города, а со стороны южного отрезка кольцевой дороги.

Цена билета и график работы

Тут, как обычно, я посоветую взглянуть на официальный сайт Альгамбры , чтобы не попасть впросак.

входной билет в Дворец Насридов действителен исключительно в течение 30 минут от указанного в билете времени. Это связано с лимитированием количества посетителей в помещениях дворца. Если вы опоздаете, и ваши 30 минут истекут, — вас уже никто не пустит, придётся купить билет заново.

Единого билета для посещения всего комплекса дворцов сразу — не существует. Вернее, существует, но такой билет даёт право на очень-очень общий обзор территории. Если вы хотите детально и скрупулёзно всё рассмотреть, то в каждый дворец и даже в сады билеты приобретаются отдельно. Кроме этого, существуют билеты для дневного и вечернего посещения. Они тоже отличаются по цене.

Итак, самый общий обзорный билет во дворец Альгамбра в Испании стоит 14 евро. Дети до 12-ти лет входят бесплатно. От 12-ти до 15-ти лет – платят по 8 евро. Пенсионеры после 65-ти лет – платят за вход по 9 евро. Инвалидам билеты продают по 8 евро.

Более детальную информацию по посещению каждой зоны Альгамбры узнавайте на сайте .

Важно: в среднем, экскурсия занимает не менее трёх часов. Билеты раскупают на УРА. Потому приобретайте их заранее. Удобнее это делать в режиме online на официальном сайте Дворцового комплекса. Делать фото и сэлфи разрешено, но без вспышек и штативов. Курить нельзя!!! Кушать и пить можно только в определённых специально отведённых для этого местах.

Первых посетителей тут начинают пускать с 8.30 утра. Зимой объект завершает работу в 21.30, а в летнее время – в 23.30.

Как обычно, посещение возможно с гидом или самостоятельно. Это тоже влияет на стоимость билетов.

Итог

Как её не назови, — архитектурным шедевром исламских мастеров или выдающимся памятником мавританского зодчества, — в любом случае – это удивительной красоты достопримечательность. Её слава уже давно вышла за пределы Гранады и Испании. Могли ли предположить последние правители мусульманской династии в Гранаде, что их жилищем (грубо говоря) станут восхищаться миллионы иностранцев сегодня? Обычный, казалось бы, для того времени крепостной и дворцовый комплекс спустя столетия, пережив расцвет и разруху, стал непревзойдённым достоянием не только испанцев, но всего человечества. Не красного словца ради говоря я всё это сейчас. Эту красоту сложно описать, её нужно видеть. К чему я вас и призываю всем своим рассказом об Альгамбре.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом.

Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м).

Альгамбра (исп. Alhambra, от араб. قصر الحمراء‎‎ каср аль-хамра - «красный замок») - архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230-1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра - их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры.

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриженого мирта. Главным эффектом является отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28 X 19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддерживаемых 12 черными мраморными львами.

Алькасаба (от арабского слова аль-касба, означающего «крепость») - цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления.

Площадь Водоемов (Plaza de los Aljibes) расположена между Алькасабой, с одной стороны, и дворцами Насридов и дворцом Карла V - с другой. Получила название от подземных цистерн, выкопанных в этом месте графом де Тендилья в 1494 г. С нее туристы входят в Алькасабу.

Дворец Насридов состоит из трех монументальных ансамблей: Мешуара - здания для аудиенций и судов, дворца Комарес - официальной резиденции эмира, Дворца Львов - частных апартаментов.

Парталь (Partal, от арабского слова, означающего «портик») - зона к востоку от дворца Насридов. Изредка ее называют двором Смоковницы (Patio de la Higuera). Значительную ее часть ранее составлял дворец Парталь (Palacio del Partal), или дворец Портика (Palacio del Pórtico), построенный раньше насридских дворцов - в начале XIV в., при Мухаммеде III. От этого дворца осталось очень немногое; наибольшее из его строений - башня Дам (Torre de las Damas), или башня Князя (Torre del Príncipe), встроенная в наружную стену. Ее портик с пятью арочными входами выходит к прямоугольному водоему, как и у прочих дворцов.




Генералиф (план садов): 1 - входы, 2 - нижняя терраса, 3 - двор c каналом, 4 - беседка, 5 - Сад султанши, 6 - верхняя терраса, 7 - каскад

Ансамбль Генералиф (исп. Generalife, от араб. Jannat al-"Arif‎‎ - «сад архитектора») - Генералиф (исп. Generalife, от араб. Jannat al-"Arif‎‎ - «сад архитектора») - бывшая летняя резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой в XIII-XIV веках. Сады Генералифа находится на холме Серро-дель-Соль на 100 м выше Альгамбры; вместе с расположенными немного западнее крепостью-резиденцией Альгамбра и жилым районом Альбайсин, которые образуют средневековую часть города, Генералиф включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «бесценный пример королевских арабских резиденций средневекового периода».

Дворец и сады были построены в период правления Мухаммеда III (1302-1309) и заново декорированы вскоре после султана Измаила I (1313-1324). Комплекс включает в себя Патио-де-ла-Асекиа (Patio de la Acequia - «двор ручья»), в котором располагаются длинный бассейн, окружённый клумбами, фонтаны, колоннады и павильоны, а также Хардин-да-ла-Султана (Jardín de la Sultana - «сад султана»), имеющий второе название - «кипарисовый двор». Хардин-да-ла-Султана считается наиболее хорошо сохранившимся садом мусульманской Испании.

Это комплекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный двумя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

В целом традиции испано-мавританского сада характеризуются следующими чертами: простота планировки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловлена геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада.

Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко.

Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением.

В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета - голубой, желтый, зеленый.

Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes). Центр композиции всего дворца, почти самое знаменитое место Альгамбры (именно он изображен на верхнем снимке). Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34 х 7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда (Patio del Estanque, Patio de la Alberca). По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта, по которому двор получил название. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами, имеющими капители квадратного сечения (центральная арка выше всех остальных). На их стенах поверх изразцов, уложенных уже при христианах в конце XVI в., идут арабские надписи, восхваляющие эмира, - в частности, стихи Ибн Замрака, министра Мухаммеда V. На концах портиков находятся богато украшенные ниши, где ставились вазы с цветами или масляные светильники. По длинным сторонам дворика - богато украшенные входы в женские покои.

Львиный двор (Patio de los Leones) получил свое название из-за фонтана состоящего из двух бассейнов разных размеров и большой чаши, которую поддерживают 12 львов. Эти архаичные изваяния были принесены сюда из старого дворца в Альбайсине. Львы изваяны из особенного полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи звезды. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Однако исследователи относят эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке - уже после падения Гранады.

По своей структуре Львиный двор относится к типу мусульманского парка «чор-бак», что в переводе означает «четыре сада». Принцип его построения в следующем: прямоугольное помещение разделяется на четыре равные части двумя каналами, протянутыми по диагонали. На пересечении их располагается фонтан с скульптурами львов. Изо рта каждой скульптуры струя воды бьет прямо в окружающий фонтан канал, вода в который поступает из четырех водоемов под каменным полом зала.

Ажурные аркады Львиного двора опираются на 124 мраморные колонны, гладкие стволы которых являются основным элементом декора. Размер двора составляет 28×16 м. Благодаря сложности оформления участок кажется просторнее. Колонны повторяют ритм узора покрывающего всю поверхность двора. Павильоны украшены сталактитами, выполненными из дерева. Важную роль в композиции играет высокая кровля из черепицы, исполненная в грубоватой манере, что подчеркивает элегантность оформления аркады. С западной и с восточной стороны возведены две беседки, откуда открывается прекрасный вид на львов, чьи «пасти извергают струи воды».

Путешествия - одна из главных радостей в жизни человека. Чтобы увидеть мир, говорят, нужно посетить 25 главных мест. Экскурсионные туры в Испанию входят в число самых популярных маршрутов туристов. Почему? Потому что здесь немало удивительных по красоте и исторической ценности мест. Настоящей жемчужиной являются замки Испании. Кордова, Севилья, Капдепера, Табернас - эти названия волнуют и манят туриста. Но самое первое место занимает Гранада, Альгамбра. Ее не напрасно называют «восьмым чудом света» - она потрясает своим великолепием, масштабом и фантазией творцов.

Исторический контекст

Регион Гранады был заселен еще до нашей эры. После падения Римской империи на всей ее территории начинается эпоха упадка. Город Гранада переходит от одних завоевателей к другим, теряя свой масштаб и красоту. В VIII веке здесь появляется и на месте Гранады сохраняется только крепость, которая используется как оборонительное сооружение. При начале распада эмирата в 1013 году территорию захватил представитель алжирских берберов, который на месте сегодняшнего города создает свое поселение Миданат Гарната ("холм паломников" в переводе с арабского). Династия Зиридов отстраивает исторический центр, но город снова меняет владельцев - в 1090 к власти приходит династия Альморавидов. После ее упадка территорией завладела династия Альмохадов. Так, на протяжении многих веков на этой земле господствовала мусульманская культура. В начале XIII века династия переживает многочисленные военные неудачи, что приводит к тому, что в 1238 году территорию захватывает Мухаммад ибн Наср Первый, который создает и возглавляет династию Насридов. С этого момента начинается настоящий расцвет, застройка и планирование города и сегодня видны в Гранаде.

В 1492 году эмират пал под натиском войск королевы Испании Изабеллы Первой, с этого момента начинается новая страница Гранады. Но эпоха Насридов навсегда запечатлена в прекрасном замке-крепости Альгамбре.

Географическое положение

Гранада размещается на юге Испании, входит в административный округ Андалусия. Любые экскурсионные туры в Испанию обязательно захватывают посещение этого региона как одного из самых интересных и необычных. Город расположен у подножия гор Сьерра-Невада, которые обеспечивают мягкий, благоприятный для жизни климат. Тропический климат и плодородные почвы делали этот край таким заманчивым для захватчиков. Город раскинулся на трех холмах, которые создавали выгодные условия для обороны, не напрасно именно здесь появляются первые мусульманские крепости еще в VIII веке. Город питает водой река Дарро, а близость Средиземного моря дает большие возможности для торговли. Такое удачное географическое расположение стало причиной длительных войн на этой территории, каждый хотел жить в этом раю.

Династия Насридов

Пришедшая к власти в 1238 году династия Насридов в лице Мухаммада I стала островком процветания искусства и культуры. Мухаммад занял территорию Гранады и, понимая, что не сможет удержать ее под натиском христианских наступлений, заключил договор с Фердинандом III. Это помогло ему не только сохранить свою землю, но даже расширить ее границы. Потомки Мухаммада правили городом до 1492 года. На протяжении 250 лет Гранада являлась центром просвещения и искусства. Насриды отличались высокой образованностью и страстью к наукам и искусству. В их столицу приглашались ученые, художники, музыканты и поэты со всей Европы. Дворец Альгамбра стал памятником этой династии, в нем проявились лучшие черты мавританского искусства и культуры.

История постройки

Много столетий видела Гранада. Альгамбра как дворец начала возводиться в XIII веке. Мухаммад I, перенесший в Альгамбру свою резиденцию, в первую очередь начал укреплять дворец. Была построена Дозорная башня, усилены древние стены. Затем появилась Башня Почитания. Обеспечив безопасность, эмир стал заниматься благоустройством. Его начинания были продолжены его преемником. При Юсуфе I и Мухаммеде Пятом появляется самое большое количество построек. Усовершенствуется и расширяется Алькабаса, строятся дворцы, укрепляются стены, появляются знаменитый дворик со львами, башня Комарес, железные ворота. В 1492 году Альгамбра завоевывается католическим войсками и становится королевской резиденцией. Здесь строятся дворец Карла V, церковь Санта-Марии.

Позже счастливая судьба отвернулась от Альгамбры. Бурбоны не испытывали к ней никакого интереса и даже взорвали часть комплекса. Говорят, что хотели уничтожить весь дворец, но, к счастью, не сделали этого. В 1821 году значительный урон Альгамбре был нанесен землетрясением. Во второй трети XIX века здесь складывается колония романтиков, здесь творили Байрон, Гете, Шатобриан. Тогда же начинается реставрация дворца и постепенно складывается отношение к Альгамбре, как памятнику истории, культуры и архитектуры.

Архитектурный комплекс

Очень необычную для европейского города архитектуру имеет Гранада. Альгамбра была построена по мусульманским обычаям. Сегодня на посетителя в первый момент комплекс производит впечатление хаотического нагромождения построек, садов и дворов. Но в действительности планировка дворца была тщательно продумана. Каждая зона сгруппирована вокруг открытого двора. Входные ворота и сад предназначались для решения мелких дел, для приема посетителей, которым был закрыт путь внутрь. Далее шли парадные покои для приемов с прекрасными залами и дворами. Длинный проход, который вел в зал, назывался Ла Барка, он служил местом для приветственных речей. Самая интимная и самая красивая часть - личные покои. Здесь выделялась половина эмира и женская часть. Центр этой части - роскошный Львиный дворик. Также существовала отдельная зона - сад, который являлся настоящим произведением искусства. В первоначальном замысле до сегодняшнего дня комплекс не дожил. Часть построек была уничтожена, часть - застроена более поздними сооружениями. Но даже в этом виде дворец производит неизгладимое впечатление размаха и роскоши.

Мавританский стиль

Построена в восточном стиле Гранада. Альгамбра возводилась преимущественно арабами. Замок является превосходным образцом мавританского стиля, который родился в мусульманской, арабской культуре, но органично впитал черты испанского искусства. Архитектура мавров имеет ярко выраженную специфику. В первую очередь это связано с отношением к постройкам. Арабы исконно жили в пустынях, где комфортная жизнь возможна только в оазисах. Вот на такие оазисы они и старались сделать похожими все свои дворцы, отсюда возникает такая любовь к созданию садов, такая особая значимость воды в замках и парках. Архитектура мавров строилась на гармоничном сочетании таких фигур, как квадрат и куб, они являлись основой и конструкций, и декора. Узнать сооружения мавров всегда легко по большой орнаментальности и использованию каллиграфии в оформлении сооружений. Конструктивные приметы стиля мавров - это подковообразные своды, сводчатые потолки, часто сходящиеся в центре в форме восьмиконечной звезды. Планировочно постройки в этом стиле всегда центрировались двором, вокруг которого размещались сооружения разного назначения. Интерьеры отличались яркостью, использованием резьбы, мозаики, ковров, цветного текстиля. В Альгамбре мавританский стиль достиг пика своего расцвета, комплекс имеет более изящную и изысканную форму, чем постройки предыдущих периодов.

Дворец Насридов

Образцом является самая ценная часть комплекса - дворцы Насридов. К ним относят три автономных монументальных комплекса: Мешуар - здания для аудиенций и судов, дворец Комарес - официальная резиденция эмира для приемов, Львиный дворец - частные покои семьи правителя. Самая старая дворцовая часть - Мешуар, часть сооружений была перестроена в христианские времена. Однако главный зал, украшенный изразцами и цитатами из Корана, сохранил свой облик. Переход из Мешуара во дворец Комарес украшен золотыми изразцами. При Юсуфе I был возведен дворец Комарес со знаменитой Золотой комнатой. Входил в официальную резиденцию гость через эффектный Миртовый дворик, украшенный вечнозелеными шпалерами. Вокруг двора расставлены изящные ажурные колонны с арками. Дворец с башней Комарес связывает длинный зал приветствий Ла Барка, стены которого украшают гипсовая лепнина и изразцы. Высокая башня в 45 метров вмещает в себя крупнейший зал Послов. Его роскошный деревянный потолок изображает семь небес рая из Корана и окружен эффектным фризом в виде сталактитов. Самая роскошная часть дворца, частные покои, начинается со знаменитого Львиного дворика. Из двора можно попасть в зал Сталактитов, потолок которого украшен традиционным арабским способом - особыми складками. Также со двора можно войти в залы Королей, Правосудия, Двух сестер, Бифориев и Абенсеррахов. Каждый из них является образцом мавританского стиля эпохи расцвета. Здесь можно увидеть росписи, изразцы, лепнину.

Знаменитые дворы

Исламские жилища строились вокруг дворов, которые являлись главным центром жизни, поэтому они устраивались с максимальным удобством. Обязательный элемент оформления - фонтан, который обеспечивал прохладу и создавал умиротворяющее настроение. Главными в Альгамбре считаются Миртовый двор - центр общественной жизни дворца с большим водоемом посередине, окруженным миртовым бордюром, Львиный дворик - сердце личной жизни эмира, центром которого является фонтан с 12 фигурами львов, по периметру двора стоят изящные колонны с резьбой. Еще один двор на личной половине эмира - Альберки ("пруд"). Его окружают белые с колоннадами и прямоугольный пруд, обсаженный зеленью, в котором отражаются постройки. Все дворы заполнены колоннами и аркадами, которые создают желанную тень и придают пространству величественность. Роскошь отделки дворов поражает: это изразцы, изящная резьба колонн, орнаменты и каллиграфические надписи. Во дворце Хенералифе есть двор Воды, в центре которого разместился прямоугольный водоем, окруженный стенами и аркадами.

Башни и ворота

Альгамбра всегда существовала не только как дворец, но и как оборонительное сооружение. Поэтому ее стены украшены множеством башен, выполняющих дозорные функции. Всего в замке сохранилось более 15 подобных сооружений. Оружейная башня - одна из самых древних в крепости, она была возведена еще во времена постройки Алькабасы. Ее брутальный вид до сих пор производит впечатление мощи и надежности. Башня Пленницы XIII века служила местом заточения любимой жены эмира. Башня Пик строилась в комплексе с Окраинными воротами и защищала сады Хереналифе.

Ворота во времена арабов имели большое значение, они должны были не только быть крепкими, но и выражать определенную идею, выполнять эстетическую функцию. Древнейшими из сохранившихся являются Винные, украшенные красивыми стрельчатыми арками и резьбой. Железные ворота построены еще в XIII веке и являлись надежной защитой бастиона. Окраинные охраняли вход в сад Хенералифе.

Сады Альгамбры

Альгамбра знаменит своими садами не меньше, чем постройками. Эмиры стремились создать вокруг себя поэтому природе во дворцах уделялось порой больше внимания, чем зданиям. Вода и растения играют важнейшую выразительную функцию в архитектуре дворцов. Журчащая вода, аромат цветов и шелест листьев создают атмосферу абсолютного покоя и гармонии. Уже при входе во дворец посетитель попадал в сады Главного входа, каждый уголок которого тщательно спланирован, здесь продуманы фонтаны и водоемы. И повсюду очень много цветов: кусты, клумбы, вазоны - посетитель погружается в эту цветущую ауру и настраивается на дух сооружения. Каждый дворец окружен внешними садами и имеет внутренние, в которые вход посторонним был ограничен. Во внутренних высаживались самые редкие растения, самые красивые цветы. Раньше внешние и внутренние сады ограничивались друг от друга стенами, сегодня обычно между ними высажены боскеты, подстриженные в виде крепостных стен.

Дворец Карла Пятого

После захвата Альгамбры христианскими властями в нем возводится королевский дворец для Карла Пятого и его жены Сегодня экскурсии в Испании обязательно включают посещение этого сооружения. На фоне изящных и роскошных построек в мавританском стиле дворец выглядит инородным телом. Он выполнен в итальянском стиле маньеризма, его оштукатуренные стены и классические квадратные пропорции в другом месте были бы красивы, но здесь выглядят неуместно. Здание имеет внутренний двор, вымощенный камнем, он окружен двухэтажными аркадами из колонн с ионическими капителями. Сегодня там размещаются музей изящных искусств и музей Альгамбры.

Хенералифе

В XIII веке замок Альгамбра получил еще одну прекрасную резиденцию - летнюю, названную Хенералифе. Дворец состоит из основного здания, второстепенных построек и прекрасного сада. Главный дом построен в нарочито простом стиле, что резко контрастирует с дворцами Насридов. Здесь на первый план выходит природа. Главный двор Хенералифе - двор оросительного канала, вдоль которого высажены деревья и сделаны ряды водяных струй. Во дворце сделана превосходная смотровая площадка, с которой Гранада видна как на ладони. В XIX веке во дворце разбиваются Верхние сады с эффектной водяной лестницей и романтическим мирадором в неоготическом стиле. Нижние сады - это сооружение XX века, здесь нет былой утонченности, но красиво подстриженные кусты и разнообразные цветы делают место очень приятным для прогулок в летний зной.

Парталь

Отдельная зона Альгамбры - это Парталь. В начале XIV века здесь был построен дворец Смоковницы или Парталь ("портика"). Однако большая часть построек не сохранилась. Сегодня на этой территории можно увидеть башню Дам или, по-другому, башню Князя. Она встроена в наружную стену и состоит из портика с пятью арочными входами. В центре размещается традиционный прямоугольный водоем, украшенный растениями. С верхней площадки башни открывается красивый вид на Альгамбру. В конце XIX века немецкий предприниматель купил южную часть территории под частную застройку, он подарил землю испанскому королю, взамен испросив право вывезти в Германию роскошный потолок из кедра и тополя с резьбой, который сегодня демонстрируется в музее Берлина. К территории Парталя прилегают сады, в которых сохранились фундаменты жилищ вельмож.

Практическая информация

Для того чтобы попасть в Альгамбру, нужно заранее позаботиться о билетах. Пропускная способность объекта невелика, поэтому они расходятся быстро. Можно купить экскурсии в Испании и в Гранаде через интернет, но билет необходимо распечатать в кассах дворца. Для этого понадобится карта, по которой он был оплачен. Есть отдельные билеты для посещения садов и всех зданий, кроме дворца Насридов. Есть полные - для прохода во все объекты. Для дворца Насридов на билете будет указано точное время посещения, визит длится всего 30 минут, вторично пройти внутрь нельзя.

Рассказать друзьям